Современное фигурное катание. Фигурное катание — особенности спорта. Классификация видов фигурного катания

Не многие зрители фигурного катания знают, что порой остается за кадром. Профессиональная хореография на льду требует много сил, и чтобы стать в ней профессионалом, следует начать заниматься с 3 лет. Но даже, если вы стали на коньки гораздо позже, вы все равно имеете все шансы принять участие в соревнованиях и неквалификационных чемпионатах. Начать заниматься можно как в группах, так индивидуально - с тренером по фигурному катанию .

Этот вид спорта подарит вам массу положительных эмоций, улучшит осанку и поможет развить грациозность. Кроме того, фигурное катание поможет обрести уверенность в себе и своих силах, улучшить реакцию, развить командный дух, обзавестись новыми друзьями и единомышленниками.

На сегодняшний день фигурное катание представлено следующими видами:

  • синхронное (групповое и парное),
  • спортивные танцы,
  • одиночное катание.

Синхронное катание

Это наиболее молодое и динамично развивающееся направление. Команда, состоящая из спортсменов обоих полов, может насчитывать 16-20 человек. При этом все они выполняют элементы синхронно. Техника выполнения того или иного элемента такая же как и у спортсменов-одиночек. В синхронном катании на льду правилами запрещается совершать поддержки и делать прыжки более чем в 1 оборот и т. п.

Спортивные танцы

Здесь главный упор делается на танцевальные связки. При условии практически полного отсутствия прыжков или выбросов, это самый зрелищный вид катания. Согласно правилам не разрешается длительное разъединение партнеров. Участники показывают обязательный и произвольный танец. При этом оценки судей учитывают не только уровень мастерства участников, но и то, насколько грамотно подобраны костюмы, музыка, продуман сам образ.


Одиночное катание

Позволяет участнику (женщине или мужчине) проявить в полной мере свое владение базовыми элементами. При этом уровень фигуриста можно определить не только по сложности самих элементов, но и по их количеству в программе, качеству исполнения. При этом большое значение при оценивании участника имеет грациозность, плавность движений и чувство ритма, с которыми он выполняет программу. Соревнования имеют два этапа, в I-ой части спортсмен показывает обязательную программу, во II-ой - произвольную.

Парное катание

Здесь особое внимание уделяется умению фигуристов совершать все элементы синхронно и правильно. В парном катании соревнования проходят в 2 этапа.

Фигу́рное ката́ние — конькобежный вид спорта, относится к сложнокоординационным видам спорта. Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов (вращением, прыжками, комбинаций шагов, поддержек и др.) под музыку.

Фигурное катание как отдельный вид спорта сформировалось в 60-х 19 в. и в 1871 году было признано на I Конгрессе конькобежцев. Первые соревнования состоялись в Вене в 1882 год среди мужчин фигуристов.

В 1908 и 1920 годах соревнования по фигурному катанию прошли на летних Олимпийских играх. Надо отметить, что фигурное катание первый из зимних видов спорта, попавший в олимпийскую программу. С 1924 года фигурное катание неизменно входит в программу зимних Олимпийских игр.

C 1986 года и по настоящее время официальные международные соревнования по фигурному катанию, такие как чемпионат мира,чемпионат Европы, чемпионат Четырёх континентов и другие проходят под эгидой Международного союза конькобежцев (ИСУ, от англ. International Skating Union, ISU).

В фигурном катании выделяют 5 дисциплин: мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное фигурное катание,спортивные танцы и групповое синхронное катание. Групповое синхронное катание пока не включено в программу официальных соревнований, по данному виду фигурного катания проходит отдельный чемпионат мира по синхронному катанию на коньках.

История фигурного катания в России

Фигурное катание в России было известно ещё со времён Петра I. Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков — прямо к сапогам и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.

В 1838 году в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов — «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г. М. Паули — учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.

Русское фигурное катание, как вид спорта, зародилось в 1865 году. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 года состоялось первое состязание русских фигуристов. В 1881 годув состав «Общества любителей бега на коньках» входило около 30 человек. Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почётный член этого общества Вечеслав Измайлович Срезневский.

Виды фигурного катания:

Женское одиночное фигурное катание.

Фигурист в одиночном катании должен продемонстрировать владение всеми группами элементов — шагами, спиралями, вращениями, прыжками. Чем выше качество и сложность исполняемых элементов, тем выше уровень спортсмена. Важными критериями, также являются: связь движений спортсмена с музыкой, пластичность, эстетичность и артистизм.

Соревнования в одиночном катании проходят в 2 этапа: первый этап — короткая программа, второй этап — произвольная программа.

Парное фигурное катание

Задача спортсменов в парном катании продемонстрировать владение элементами так, чтобы создать впечатление единства действий.

В парном катании, наряду с традиционными элементами (шаги, спирали, прыжки), есть элементы, которые исполняются только в этом виде фигурного катания: это поддержки,подкрутки, выбросы, тодесы, совместные и параллельные вращения. Важным критерием у парных спортсменов является синхронность исполнения элементов.

В парном катании, так же как и в одиночном, соревнования проходят в два этапа — короткой и произвольной программах.

Спортивные танцы на льду.

В спортивных танцах на льду, с технической точки зрения, основное внимание уделено совместному исполнению танцевальных шагов в стандартных и нестандартных танцевальных позициях, причем не допускаются длительные разъединения партнёров. В отличие от парного фигурного катания, в спортивных танцах отсутствуют прыжки,выбросы и др. отличительные элементы парного фигурного катания.

В спортивных танцах важной составляющей успеха является плавность движений и привлекательный внешний вид пары, поэтому большое внимание уделено музыкальному сопровождению и тщательному подбору костюмов для каждой программы соревнований. Благодаря этому спортивные танцы — один из самых зрелищных направлений в фигурном катании.

Современная программа официальных соревнований включает 3 танца: обязательный, оригинальный и произвольный.

Синхронное фигурное катание.

Команда по синхронному катанию насчитывает от 16 до 20 фигуристов. Команда может включать женщин и мужчин. По правилам ИСУ (ISU) команды делятся по следующим возрастным группам: новисы (соответствие первому и второму спортивным разрядам) — до 15 лет; юниоры (кандидаты в мастера спорта) — 12-18 лет; сеньоры (мастера спорта) — 14 лет и старше.

Ни техника, ни скольжение, ни исполнение отдельных элементов в синхронном катании от классического фигурного катания не отличаются. Но есть некая специфика катания в команде, которая вносит свои коррективы в исполнение элементов. Целью является выступление команды как единого целого.

В синхронном катании есть свои особенные обязательные элементы, такие как: круг, линия, колесо, пересечения, блоки. Запрещенные движения: любые поддержки, прыжки более чем в 1 оборот, пересечения, включающие спирали назад и др.

Соревнования по синхронному катанию состоят из короткой и произвольной программы.

Правила и снаряжение.

Все требования к программам (Общие Правила, Специальные Правила и Технические правила) оговариваются и закрепляются в положениях ИСУ на каждый сезон соревнований по фигурному катанию.

Основные элементы фигурного катания.

В фигурном катании можно выделить 4 основных, базовых элементов: шаги, спирали, вращения и прыжки. Также существует ряд специфических элементов, исполняемых в одном виде фигурного катания, например поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы в парном катании.

Шаги в фигурном катании.

Шаги представляют собой комбинации толчков и базовых элементов катания — дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке. Шаги служат для соединения элементов в программе. Кроме того, дорожки шагов являются обязательным элементом программы.

По новой системе судейства существует 4 уровня сложности дорожек.

Спирали .

Спиралью называется позиция с одним коньком на льду и свободной ногой (включая колено и ботинок) выше уровня бедра. Позиции спиралей отличаются друг от друга скользящей ногой (правая, левая), ребром (наружное, внутреннее), направлением скольжения (вперед, назад) и позицией свободной ноги (назад, вперед, в сторону).

Для того, чтобы спираль была засчитана, нужно находиться в позиции не менее 3 секунд.

Они, также как и дорожки шагов, оцениваются четырьмя уровнями сложности.

Вращения в фигурном катании.

Кривизна полоза вызвала в фигурном катании появление большого количества самых разнообразных вращений на лезвии одного или двух коньков.

Различают вращения стоя (напр.«заклон»), вращения в приседе («волчок») и вращения в положении «ласточка» (Либела).

Смена ноги при исполнении вращений и смена позиции позволяет выполнить комбинацию вращений.


Прыжки в фигурном катании.

Прыжки разделяются на две группы — рёберные и носковые (зубцовые). Отталкивание ото льда в рёберных прыжках происходит с ребра конька, в носковых — толчком носка конька.

Сейчас фигуристы выполняют 6 видов прыжков — тулуп, сальхов, риттбергер, флип, лутц и аксель.

Сальхов, риттбергер и аксель относятся к рёберным прыжкам; тулуп, флип и лутц — к носковым.

Фигурное катание как физкультура.

Мы привыкли видеть по телевизору «спорт высших достижений», в который дети зачастую входят ещё дошкольниками, а 30-летний спортсмен считается ветераном. Впрочем, коньки — хорошая физкультура и для более старших возрастов. Как писал ещё М. Хвостов в 1926 году, освоившемуся на коньках, но не желающему бесцельно «наматывать круги», остаётся не такой и большой выбор: бег на скорость, хоккей и отработка приёмов фигурного катания. Бег и хоккей интересны не всем — поэтому находится немало людей, увлекающихся фигурным катанием (зачастую на хоккейных коньках).

Существуют неквалификационные соревнования для бывших спортсменов и людей, освоивших коньки в зрелом возрасте. Если участников немного, мужчины и женщины могут иметь общий зачёт (разделение идёт по уровню катания — например, «пре-бронзовым» разрешены прыжки до одного оборота, кроме лутца ). Одиночников обычно делят на пять-шесть групп, пары — на две-три. Одиночники и пары откатывают одну укороченную программу, танцоры — два танца. На таких соревнованиях бывают необычные дисциплины — например, танцы в одиночку, импровизация (участники прослушивают музыку, после чего им даётся полчаса на создание программы) илиобязательные фигуры.

Фигурное катание - сложнокоординационный вид конькобежного спорта, в котором основная задача спортсмена (пары, группы) - передвижение по ледовой площадке на коньках, предусматривающее перемены направления движения и выполнение различных элементов (шагов, прыжков, вращений, поддержек и т.д.) под музыку.

Вначале фигурным катанием занимались только зимой, на льду замерзших водоемов. Однако в наши дни состязания по данному виду спорта проходят на искусственно созданных ледовых площадках, размер которых может колебаться в пределах от 51х24 м до 61х30 м. Олимпийский стандарт площадки для фигурного катания - 60х30 м, угловой радиус - 8 м. Температура льда не должна быть ниже от -3 до -5 °С, чтобы обеспечить хорошее сцепление с коньками спортсменов.

Катание на коньках известно человеку с незапамятных времен. Наиболее древние коньки, изготовленные из костей лошади, были найдены археологами у реки Южный Буг, неподалеку от Одессы и по времени создания относятся к периоду бронзового века. Упоминания о коньках из берцовых костей животных помещено в "Хронике знатного города Лондона", написанной монахом Стефаниусом в 1174 году.

С течением времени конструкция коньков постепенно усложнялась. В летописях XIV-XV вв. можно отыскать информацию о деревянных коньках с прикрепленными к ним лезвиями из металла (вначале - из железа или бронзы, позже - из стали). Существуют также гравюры, изображающие катание на коньках такого рода.

Родиной фигурного катания считается Голландия - немалое количество каналов, зимой превращавшихся в отличные беговые дорожки, послужило причиной живейшего интереса жителей этой страны к передвижению по льду на коньках. Причем голландцы не только занимались фигурным катанием, в те времена заключавшимся в искусном вычерчивании на льду различных, порой довольно сложных, фигур (сам фигурист обязан был сохранять при этом красивые и устойчивые позы), но и совершали по замерзшим руслам водоемов непродолжительные путешествия.

Однако первый клуб конькобежцев возник в Эдинбурге (Великобритания) в 1742 году. В этой же стране были разработаны правила проведения состязаний по фигурному катанию, а в 1772 году - издана книга "Трактат о катании на коньках" (автор - лейтенант артиллерийских войск Англии Роберт Джоунз), содержавшая в себе упомянутые правила, а также практические рекомендации фигуристам и конькобежцам.

Первое международное состязание по фигурному катанию состоялось в Вене (Австрия), в 1882 году. Программа этих соревнований легла в основу нынешних выступлений фигуристов. Вначале спортсмены выполняли обязательные фигуры и произвольную программу. Короткие же программы, в которых фигуристы под музыку должны продемонстрировать умение выполнять наиболее сложные элементы, появились лишь столетие спустя.

В России коньки появились во времена Петра I. Именно он внес некоторые усовершенствования в их конструкцию - предложил крепить коньки непосредственно к подошве обуви. Поскольку передняя часть деревянных "бегунков" украшалась иногда искусно вырезанной из дерева конской головой, "голландскую потеху" стали именовать "коньками".

В 1838 году в Петербурге было издано пособие для фигуристов - "Зимние забавы и искусство бега на коньках с фигурами", написанное учителем гимнастики военно-учебных заведений Г.М. Паули. Первый общественный каток в России был открыть в 1865 году в Юсуповском саду (Петербург), здесь же в 1877 году было образовано Общество любителей бега на коньках.

Первый международный турнир фигуристов, получивший статус неофициального мирового чемпионата, проводился зимой 1890 года в Петербурге. В этом же городе, спустя 6 лет, под эгидой Международного союза конькобежцев (ИСУ), созданного в 1892 году, проходил первый официальный чемпионат мира по фигурному катанию. Участников - исключительно спортсменов мужчин - было всего четверо.

Чемпионат Европы по одиночному фигурному катанию среди мужчин был проведен в 1891 году в Гамбурге. Женщины же начали принимать участие в состязаниях такого рода с 1930 года (первый чемпионат Европы среди фигуристок проходил в Вене).

В 1906 году в Давосе (Швейцария) был проведен первый чемпионат мира по фигурному катанию для женщин. А первый совместный чемпионат, в котором принимали участие и женщины-фигуристки и мужчины-фигуристы, был проведен лишь после Первой мировой войны.

В 1976 году в Меджеве (Франция) впервые проводился чемпионат мира по фигурному катанию среди юниоров. Соревнования по фигурному катанию были включены в программу всех зимних Олимпиад.

Разряды фигурного катания:

- Одиночное катание (мужское и женское), в котором главная задача спортсменов - продемонстрировать высокий уровень овладения основными элементами (прыжки, спирали, вращения, шаги и т.д.), а также пластичность, артистизм, умение согласовывать движения с музыкой. Соревнования подразделяются на два этапа: короткая программа и произвольная программа;
- Состязания спортивных пар - проводятся с 1908 года, впервые проходили в Юсуповском саду Петербурга. Спортсмены не только демонстрируют уровень овладения основными элементами, как традиционными, так и свойственными только данному виду фигурного катания (поддержки, выбросы, тодесы и т.д.), но и стараются воздать впечатление единства действий посредством синхронного исполнения различных движений. В данном виде состязаний также имеют место два этапа: короткая и произвольная программа;
- Спортивные танцы на льду - данный вид соревнований появился в Великобритании в конце 40-х годов прошлого века. В перечень категорий состязаний чемпионата Европы был включен в 1952 году, в программу зимней Олимпиады - в 1976 году. В отличие от парного катания, спортивные танцы на льду не предусматривают выполнения выбросов, прыжков и т.д., а также длительного разъединения партнеров. Это направления фигурного катания наиболее зрелищное, так как плавность движений и привлекательность внешнего вида пары, а также гармоничное сочетание рисунка танца с ритмомелодическими характеристиками музыкального произведения имеет здесь решающее значение. В программу данного вида соревнований входят обязательный, оригинальный и произвольный танцы;
- Синхронное фигурное катание - не является олимпийским видом спорта. Мировую известность обрело в конце 80-х годов XX века. Особенно популярно в США, Канаде (именно здесь с 1983 года проходят ежегодные чемпионаты по данному разряду фигурного катания), Англии, Швеции, Финляндии. Обычно команда состоит из 16 человек (причем в составе может быть не более 6 мужчин), однако, согласно регламенту некоторых соревнований, количество и состав выступающих могут изменяться. Спортсмены в данном разряде фигурного катания подразделяются на "Новисов" (возраст - до 15 лет), "Юниоров" (15-18 лет) и "Сениоров" (старше 18 лет). Состязания проводятся согласно стандартным правилам фигурного катания на обычной хоккейной площадке. В 2007 году синхронное фигурное катание было включено в перечень состязаний зимней Универсиады в качестве демонстрационного вида спорта;
- Катание "четверок" - соревнование, отличающееся от парного катания лишь тем, что на льду одновременно находятся 4 спортсмена (т.е. 2 пары). Выступления такого рода впервые были проведены в 1914 году, и проходили регулярно до 1964 года. После длительного перерыва катание "четверок" возобновилось в 1981 году и в наши дни чрезвычайно популярно в США и Канаде.

Наиболее известные мировые соревнования по фигурному катанию, проводящиеся под эгидой Международного союза конькобежцев:

- Чемпионат Европы по фигурному катанию - проходит, начиная с 1891 года, ежегодно, как правило, в январе;
- Чемпионат мира по фигурному катанию - проходит, начиная с 1896 года, один раз в году, чаще всего в марте;
- "Четыре континента" или Чемпионат Четырёх континентов по фигурному катанию (англ. Four Continents Figure Skating Championships) - проходит ежегодно, начиная с 1999 года. Является аналогом чемпионата Европы для неевропейских стран. В этих соревнованиях состязаются спортсмены четырех континентов (Австралии, Азии, Америки и Африки);
- Чемпионат мира по фигурному катанию среди юниоров - проводится с 1976 года. В этих соревнованиях участвуют фигуристы в возрасте от 13 до 21 года. Состязания проходят ежегодно в конце февраля - начале марта;
- Кубок мира по синхронному фигурному катанию - проводится ежегодно, начиная с 1983 года;
- Чемпионат мира по синхронному фигурному катанию - проходит с 2000 года;
- Командный чемпионат мира по фигурному катанию (англ. ISU World Team Trophy in Figure Skating) - проводящийся с 2009 года турнир, в котором за обладание денежным призом (1 000 000 $) состязаются команды из шести стран, продемонстрировавших на соревнованиях данного сезона под эгидой ИСУ наиболее высокий уровень. Этот вид состязаний был организован на основе турнира "Japan Open" проходящего в Японии с 1997 года и больше напоминавшего шоу (команды приглашались не согласно рейтингу, а по уровню популярности в Японии). Главная задача состязания, проводящегося раз в 2 года в апреле - стимуляция развития всех видов фигурного катания. Причем если фигуристы отказываются от участия в вышеупомянутых соревнованиях, к ним применяются различного рода штрафные санкции (например, запрет на участие в следующем чемпионате мира, а также любых выступлениях и шоу, проходящих до 26 апреля включительно и т.д.).

В Голландии - на родине фигурного катания - были разработаны все обязательные фигуры, выполняемые спортсменами во время выступления. Действительно, данный вид спорта зародился в Голландии. Однако все обязательные фигуры, как и правила соревнований, создавались и разрабатывались в Великобритании, поскольку именно там был образован первый клуб конькобежцев.

Существует международная федерация фигурного катания. Нет, фигуристы не имеют собственного международного объединения и входят в состав Международного союза конькобежцев (ИСУ). Под эгидой вышеупомянутой организации проводятся все состязания мирового уровня по фигурному катанию.

Фигуристки выступали в длинных юбках до начала XX века. Ошибочное мнение. Еще в XIX веке, по инициативе английской принцессы Мэри, юбки фигуристок были укорочены наполовину.

До 1906 года женщины в мировых соревнованиях по фигурному катанию не участвовали. Да, это так. Но в 1901 году спортсменке из Англии Мэдж Сайерс в виде исключения была предоставлена возможность участвовать в соревнованиях по фигурному катанию наравне с мужчинами-спортсменами.

Фигуристы - профессиональные спортсмены. В наши дни это действительно так. Однако в те времена, когда фигурное катание только зарождалось, данный вид спорта считался просто забавой и приятным времяпровождением, заниматься которым подолгу и всерьез мог себе позволить не каждый обыватель. Потому наиболее известные фигуристы были учеными, инженерами, общественными деятелями, художниками и актерами. Например, знаменитый российский писатель Лев Толстой частенько посещал каток, а впоследствии подробно и правдиво отображал свои впечатления на страницах собственных произведений. Премудрости фигурного катания чрезвычайно успешно осваивала и математик Софья Ковалевская под руководством профессора королевского университета Стокгольма Лефлера. А во Франции лучшей фигуристкой считалась королева Мария-Антуанетта, превосходившая на ледовом поле многих мужчин, занимавшихся данным видом спорта.

Фигурное катание, как зимний вид спорта, входит в программу зимних Олимпийских игр. Да, но вначале фигурное катание было включено в программу IV летних Олимпийских игр 1908 года (Лондон, Великобритания), хотя создание катка с искусственным льдом (одного из первых в Европе) потребовало от организаторов игр немалых усилий.

Ботинки для фигуристов следует подбирать на размер больше. Нет, такое правило действует только при выборе обуви для конькобежцев. Фигуристам же подбирают обувь размер в размер, с расчетом на то, что надеваться он будет на шерстяной носок. Для того, чтобы ноги в процессе тренировок не затекали, под язык ботинка рекомендуют подкладывать или подшивать специальную прокладку из поролона - это также следует учесть при выборе обуви.

Ботинки фигуриста должны быть высокими и очень жесткими. Действительно, высота ботинка для фигурного катания примерно на 20 см превышает высоту обычной обуви. Данная особенность конструкции обусловлена тем, что при выполнении некоторых сложных фигур требуется максимально возможное единство конька, ботинка и ноги фигуриста. Жесткость же обуви такого рода должна иметь место, однако порой задник новых ботинок отличается чрезмерной жесткостью, и натирает ногу в процессе занятий на льду. В этом случае рекомендуется размять задник руками.

Для новичков подойдут ботинки любого цвета. Да, однако, в соответствии с заведенным порядком фигуристки предпочитают ботинки белого цвета, фигуристы - черного.

Коньки перед первым же выходом на лед следует закрепить как можно прочнее. Это не совсем так. Вначале для крепления применяют только несколько контрольных винтов, и лишь после того, как фигурист завершит апробацию коньков на ледяной площадке, их закрепляют полностью на все винты и, при необходимости, смещают в ту или другую сторону. Некоторые специалисты считают, что лезвия коньков должны быть смещены внутрь по отношению к центральной линии ботинка - в этом случае катание будет способствовать укреплению щиколотки.

Шнуровать ботинки надо очень туго. Нет, в этом случае подвижность стопы будет нарушена, что негативно скажется и на самочувствии фигуриста, и на качестве выполняемых им движений. До сгиба стопы ботинки шнуруются довольно туго, чтобы избежать затекания ног и переохлаждения во время тренировок. На сгибе завязывают простой узел, переворачивают концы шнурка для улучшения фиксации затяжки, и продолжают шнуровку, делая ее менее тугой.

В начале обучения можно использовать наборы для массового катания. Ошибочное мнение. Ни юным фигуристам, ни любителям ботинки, предназначенные для посещений катка несколько раз в году с целью развлечения, не рекомендуются. Дело в том, что такая обувь не отличается высоким уровнем прочности, изготавливается из слишком мягких материалов, не обеспечивающих надежную фиксацию ноги в районе голеностопного сустава и пятки. Потому существует риск, что ботинки либо очень быстро порвутся, либо станут причиной травмы начинающего спортсмена. Да и лезвия в "клепаных" наборах не имеют нужной кривизны, и форма и качество зубцов далеки от совершенства, что, во-первых, не позволит спортсмену научиться удерживать равновесие, во-вторых, чрезвычайно затруднит выполнение даже простейших элементов фигурного катания. Поэтому лучше всего приобретать специальные ботинки для фигурного катания и лезвия к ним, а крепление конька к подошве поручить опытному мастеру или тренеру.

Наиболее действенные тренировки - те, которые проходят на ледовой площадке. Это не совсем так. Специалисты утверждают, что вначале юные фигуристы должны потренироваться на менее скользких поверхностях - например, на дощатом полу, причем вначале движения отрабатывают в обычной обуви, и только потом - в зачехленных коньках. Очень полезны различного рода имитационные упражнения (толчки, скольжение и т.д.), которые часто используются не только начинающими, но и опытными спортсменами. После таких тренировок человек будет чувствовать себя на льду гораздо увереннее.

Во время тренировок нужно всеми силами избегать падений. Безусловно. Однако под силу это отнюдь не всем. Даже опытные спортсмены во время освоения сложных прыжков и элементов иногда теряют равновесие. Потому тренеры с самого начала учат юных фигуристов правильно падать. Умение группироваться при падении, уберегающее спортсменов от серьезных травм и ушибов, пригодиться не только в процессе тренировок, но и в повседневной жизни (например, во время гололеда, когда падения людей на улицах довольно часты). Также следует учесть, что фигурист должен уметь не только правильно падать, но и быстро и правильно вставать - во время выступления это умение позволит ему не выбиться из музыкального ритма.

Травмы при занятиях фигурным катаниям довольно часты. Поскольку фигурное катание не предусматривает наличие какой-либо защитной экипировки, травмы спортсменов действительно случаются. Особенно уязвим опорно-двигательный аппарат, в частности поясничный отдел, коленные суставы и лодыжки, причем переломы довольно редки, а вот растяжения связок и сухожилий - явление чрезвычайно распространенное. Следует отметить, что наибольшее количество травм имеет место в парном катании, когда ошибки допускаются фигуристами во время выполнения прыжков с поддержкой партнера (чаще всего на тренировках, во время освоения новых сложных элементов). Меньше всего травм у спортсменов, занимающихся танцами на льду.

Новичкам следует учиться стоять на коньках, опираясь на бортик площадки. В некоторых случаях одни начинающие фигуристы действительно поступают именно так, другие, по совету тренера, используют как опору стул или же просят о поддержке старших товарищей, более опытных в данном виде спорта. Однако специалисты предупреждают - такое положение вещей отнюдь не способствует быстрой акклиматизации, потому лучше всего первые шаги на ледовой площадке делать подальше от бортика и без посторонней помощи.

Для ускорения перемещения по льду фигуристы используют движения корпусом. Совершенно ошибочное мнение. Спортсмены передвигаются по ледовой площадке исключительно за счет согнутых в коленях ног, корпус же в это время остается неподвижным, спина - прямой.

Новички частенько не знаю, куда деть руки - они только мешают в обретении равновесия. Чаще всего так и случается - человек, привыкший к тому, что руки движутся в такт с ногами (чаще всего при шаге левой ногой происходит взмах правой руки и наоборот), оказавшись на льду, понимает, что такой способ передвижения абсолютно не подходит для скольжения на коньках по ровной поверхности площадки. Потому юные фигуристы первым делом учатся правильно держать руки, слегка разводя их в стороны ладонями вниз. Именно такое их положение помогает спортсмену обрести устойчивое равновесие.

Для того чтобы двигаться по дуге, фигуристу приходится прилагать немало усилий - гораздо проще ездить по прямой. Это не так. Если понаблюдать за фигуристами, можно заметить, что они движутся не по прямой линии, а по большим дугам. Новичков же порой разворачивает спиной к движению. Удивляться этому не стоит - такое положение вещей обусловлено особой конструкцией коньков для фигурного катания, которые отличаются и от хоккейных, и от беговых. Внимательно присмотревшись к лезвию конька, можно заметить, что оно выточено в форме желоба с ребрами (приподнятыми острыми краями) и несколько выгнуто. Именно благодаря такой форме конька скользить по дуге фигуристу проще, чем по прямой (при условии, что он слегка наклонит туловище в направлении центра описываемой окружности - без этого нехитрого маневра движение по кругу попросту невозможно). А для выполнения вращений, резких остановок и многих сложных элементов используются острые зубцы, размещенные на передней части конька.

Для увеличения скорости во время катания на льду следует наклонить туловище чуть вперед. Такое правило действенно в конькобежном спорте, но не в фигурном катании. Если фигурист желает набрать скорость, он будет держать туловище прямо, не наклоняясь вперед и не прогибаясь назад. Ведь лишь в том случае, когда центр тяжести тела расположен над центром конька опорной ноги, можно развить довольно большую скорость без риска зацепиться за лед зубцами коньков, что приводит к остановке. Однако следует учесть, что для выполнения некоторых элементов и фигур спортсмены могут использовать наклоны корпуса вперед и в стороны.

Зубцы на передней части лезвия конька помогают фигуристу останавливаться почти мгновенно. Использование зубцов в сочетании с наклоном туловища, либо же других способов торможения (например, прыжков), безусловно, приведет к остановке. Однако следует помнить, что инерция движения фигуриста сохранится, и она будет тем больше, чем большей была скорость спортсмена. Потому мгновенная остановка попросту невозможна.

Наиболее простые и не столь важные элементы в фигурном катании - шаги. Некоторое время считалось, что шаги в фигурном катании - всего лишь разные способы, призванные помочь спортсмену добиться ускорения передвижения по определенной траектории и в нужном направлении. Однако на самом деле роль шагов отнюдь не исчерпывается вышесказанным. Во-первых, именно шаги связывают воедино элементы или части композиции, во-вторых, они раскрывают ритмические особенности музыкального произведения, а также способствуют демонстрации артистизма и техники фигуристов, в-третьих, шаги включены в обязательную программу, что служит неоспоримым доказательством признания их довольно сложными элементами фигурного катания. И, наконец, следует помнить, что именно данный элемент позволяет проявить оригинальность мышления как самих фигуристов, так и их тренеров - ведь шаги, включенные в обязательную и произвольную программу спортсменов, не должны повторять изобретенные ранее. Чаще всего эффект новизны достигается за счет смены ритма и различных сочетаний составных элементов шага.

Начинать заниматься фигурным катанием следует в раннем возрасте. Действительно, специалисты считают, что премудрости данного вида спорта следует постигать с 4-5-летнего возраста, когда связки и мышцы наиболее эластичны, и еще не выработался страх перед падениями.

Чем чаще будет тренироваться юный фигурист - тем более выносливым, здоровым и умным он вырастет. Да, регулярные занятия фигурным катанием способствуют улучшению координации движений, подвижности, энергичности, а также повышению успеваемости. К тому же дети становятся более дисциплинированными и целеустремленными. Однако если тренировки проходят слишком часто - ежедневно, а то и дважды в день (утром и вечером) - здоровье маленьких спортсменов не только не улучшается, но и порой ухудшается (например, может появиться вялость, головная боль, отсутствие аппетита, что зачастую свидетельствует о переутомлении). Кроме того, юные фигуристы могут напрочь потерять интерес к данному виду спорта. Потому специалисты считают, что оптимальный режим тренировок, особенно на начальном этапе обучения - не более трех уроков в неделю.

Музыкальную программу для фигуриста составить легко - достаточно лишь подобрать несколько отрывков из различных произведений (лучше всего классических), отвечающих ритмическому рисунку будущего выступления, и соединить их вместе. Ошибочное мнение. Специалисты считают, что, во-первых, музыку для выступления нужно подбирать с учетом возраста фигуриста, поскольку в некоторых случаях использование глубокой и серьезной симфонической музыки для сопровождения короткой или произвольной программы может негативно сказаться на формировании музыкального вкуса юного спортсмена. Во-вторых, созданием композиции из различных музыкальных отрывков должен заниматься человек, знающий законы развития музыкального произведения. Если же в таком сложном деле полагаться лишь на интуицию, композиция получится несовершенной и дисгармоничной. И, наконец, следует принимать во внимание общие законы подготовки музыкального сопровождения для выступлений фигуристов разных категорий. Например, в коротких программах чаще всего используются небольшие отрывки музыкальных произведений с различными ритмомелодическими характеристиками. Обязательная программа в некоторых случаях исполняется под музыку, предусмотренную регламентом соревнований и т.д.

Произвольная программа может быть увеличена или уменьшена на 10 секунд. В некоторых случаях такой допуск действительно разрешается. Однако следует помнить, что в основном правила соревнований не допускают уменьшения или увеличения времени катания, потому за каждые 5 секунд недоката (или переката) в произвольной программе фигурист получает 1 штрафное очко, за 6-10 секунд - 2 штрафных очка и т.д.

Если выступление фигуриста по какой-либо причине прервано - он имеет право повторно выполнить программу. Согласно правилам, если в случае остановки музыки, повреждения экипировки, или же под воздействием иных факторов выступление прерывается, участник получает три минуты на устранение неполадок или препятствий. По истечении указанного срока по сигналу рефери спортсмен продолжает выступление с того места, на котором оно оборвалось. Повторно выполнить всю программу нельзя.

Шкала сложности элементов фигурного катания порой изменяется. Это действительно так. За выполнение наиболее сложных элементов (например, тройной и четверной подкрутки, двойного акселя и т.д.) в наши дни спортсмену начисляется больше очков, чем несколько лет назад. Все дело в том, что указанные движений сложны в исполнении, вследствие чего используются спортсменами довольно редко, а увеличение базовой стоимости поощряет фигуристов включать эти элементы в программу выступлений на соревнованиях различного рода.

Все прыжки в фигурном катании начинаются с резкого толчка, выполняемого ребром конька. Ошибочное мнение. В фигурном катании существует 6 видов прыжков:
- тулуп (англ. toe loop jump - "прыжок петлей с носка") - появился в 20-х годах прошлого века. Тройной тулуп впервые был выполнен в 1964, четверной с ошибками - в 1983 и 1988, чистый - в 1991 году. Именно этот сложный прыжок в наши дни приносит спортсмену наибольшее количество баллов - 9 (в то время как тройной - 4, двойной - 1,3, обычный - 0,4);
- лутц (луц) - второй по сложности зубцовый прыжок. Свое наименование он получил в честь Алоиза Лутца, австрийского фигуриста, впервые исполнившего данный элемент в 1913 году;
- флип (англ. flip - "сальто, петля") - прыжок, начинающийся с толчка зубцом правой ноги;
- сальхов (англ. salchow) - назван в честь фигуриста из Швеции Ульриха Сальхова, который впервые исполнил этот прыжок в 1909 году;
- риттбергер ("прыжок петлей", англ. loop - "петля") - один из самых сложных реберных прыжков. Получил свое название в честь Вернера Риттбергера, немецкого фигуриста, который, по некоторым данным, первым исполнил этот элемент в 1910 году. Однако известный фигурист из России Николай Панин-Коломенкин утверждал, что автором вышеупомянутого прыжка является вовсе не Риттбергер, а русский спортсмен А. Лебедев, исполнивший прыжок петлей еще в 1890 году. Тройной риттбергер был впервые продемонстрирован мужчинами-фигуристами в 1952 году, женщинами - в 1968 году;
- аксель (англ. axel jump) - наиболее сложный прыжок. В отличие от остальных исполняется при движении вперед, вследствие чего количество оборотов в нем не целое (1,5, 2,5 и т.д.). Назван в честь фигуриста из Норвегии Акселя Паульсена, который впервые исполнил этот прыжок в 1882 году. Чаще всего аксель исполняют мужчины-спортсмены, и лишь изредка - женщины.
Первые три (тулуп, лутц, флип) относятся к так называемым носковым (зубцовым) прыжкам - отталкивание от льда производится носком конька. Три последних прыжка относятся к реберным, поскольку при их исполнении фигуристы отталкиваются ребром конька.
Кроме того, существуют прыжки, использующиеся только как связки в комбинациях других прыжков, но не имеющие статуса самостоятельных элементов фигурного катания. Например, ойлер (англ. half loop - "полупетля") чаще всего является связкой между двумя последовательно выполняемыми тулупами, а перекидной прыжок ("кадет", "летучая тройка" или вальсовый, англ. waltz jump) - подготовительным к акселю.

Псевдоним известного фигуриста Николая Коломенкина был его собственной выдумкой. Да, упомянутый фигурист действительно выступал на соревнованиях под фамилией Панин. Однако этот псевдоним был придуман не самим фигуристом, а "подарен" ему другом и учеником Сергеем Крупским (причем Коломенкин был тренером Крупского не в фигурном катании, а в велоспорте). После сильной травмы Крупский вынужден был завершить спортивную карьеру. Именно тогда он уговорил Коломенкина использовать псевдоним "Панин", поскольку считал эту фамилию счастливой.

Занятия фигурным катанием способствуют похудению лучше, чем фитнес. Во время занятий данным видом спорта за 1 час организм сжигает около 400 ккал, при этом задействованы и те мышцы тела (особенно ног), с которыми очень трудно работать даже с использованием различных тренажеров. Следует учесть, что воздействие оказывается на многие группы мышц одновременно, вследствие чего экономится немалое количество времени (которое потребовалось бы на проработку каждой указанной группы мышц по отдельности посредством того или иного упражнения или тренажера) и средств. Потому фигурное катание действительно является довольно эффективным средством избавления от лишних килограммов. Главное, особенно на первых порах (как и в фитнесе) - не переусердствовать, чтобы не заработать крепатуру. И ни в коем случае не нужно пытаться освоить сложные фигуры (особенно прыжки) без помощи тренера - это чревато падениями и травмами.

Перед соревнованиями фигуристы садятся на строгую диету. Изменения в рационе фигуристов в указанный период действительно имеют место. Снижая общую калорийность рациона (на 1 кг массы тела - 30-35 ккал, при том, что обычно калорийность рациона фигуристов - 60-65 ккал/кг), уменьшая потребление белков и жиров, а также исключая из рациона некоторые продукты (хлебобулочные изделия, картофель, гарниры и т.д.) и применяя бессолевую диету (в первые 2-3 дня), спортсмены добиваются уменьшения ("сгонки") массы тела. Но такого рода ограничения - скорее исключение, чем правило. Чаще всего регулирование массы тела фигуристов проводится постепенно, в течение длительного времени, и включает в себя не только подчинение питания определенным правилам, но и различного рода тепловые процедуры, а также тренировки разного уровня интенсивности.
Чаще всего изменения в питании фигуристов перед выступлениями направлены не на снижение веса, а на развитие так называемой "суперкомпенсации" (максимального насыщения мышц гликогенами). Ведь мышечные волокна с максимальным содержанием гликогенов становятся более крепкими и способными выдерживать сильные нагрузки в течение длительного времени. Именно с целью достижения вышеописанного эффекта, за неделю до соревнований спортсмены изменяют график тренировок (первые 4 дня тренируются не более 1-2 часов в день со средней интенсивностью, в последующие 3 дня - сокращают продолжительность занятий до 30-60 минут) и потребляют мало углеводов (не более 350 гр. в сутки).


Фигурное катание
Фигурное катание - зимний вид спорта, в котором спортсмены перемещаются на коньках по льду с выполнением дополнительных элементов, чаще всего под музыку.
Относится к сложнокоординационным видам спорта.
В официальных соревнованиях, как правило, разыгрываются четыре комплекта медалей: в женском одиночном катании, в мужском одиночном катании, в парном катании, а также в спортивных танцах на льду. Фигурное катание включено в программу Зимних Олимпийских игр.
Руководит фигурным катанием - Международный союз конькобежного спорта (ИСУ) был основан в 1892 году и объединяет более 60 национальных федераций.

Фигуристы 1908 года Фигуристы 1980 года (Ирина Роднина с Александром Зайцевым)
Часто фигуристы принимают участие в различных шоу, на которых их мастерство оценивают не судьи, а зрители.

Фигурное катание на Олимпийских играх

История

Самые древние коньки были обнаружены на берегу Южного Буга, недалеко от Одессы, датированные периодом бронзового века. Такие коньки изготавливались из фаланги передних ног лошадей.
Считается, что родиной фигурного катания является Голландия. Именно там, в XIII - XIV веках появились первые железные коньки. Появление коньков нового типа дало мощный толчок развитию фигурного катания, которое в то время заключалось в умении вычерчивать на льду замысловатые фигуры и сохранять при этом красивую позу.
Все обязательные фигуры были созданы в Великобритании. Объясняется это тем, что именно здесь возникли первые клубы конькобежцев (Эдинбург, 1742 год). Тогда же были разработаны первые официальные правила соревнования.
Впервые сведения о соревнованиях по катанию на железных коньках с деревянными лезвиями появились в Англии к 1763 г. Эти соревнования проводились в середине XIII века в Нидерландах. Позднее скоростные забеги на коньках проводились в районе Фенс в южно-центральной части Англии в первой половине XIX века. Эти соревнования проводились довольно регулярно, если позволяли погодные условия.
Первое международное соревнование по фигурному катанию было организовано ледовым Клубом Вены, основанным в 1867 г., и проведено в Австрии (Вене) в 1882 г. Победил на этих соревнованиях Леопольд Фрейн из Австрии. 2-е место занял Эдуард Энгельман, также из Австрии, а 3-е место - легендарный Аксель Паульсен из Норвегии, который исполнил в качестве специальной фигуры свой знаменитый прыжок, получивший его имя и прославивший его. Успех венских фигуристов объснялся тем фактом, что три члена венского ледового Клуба: Карл Корпер, Деметр Диамантиди и Макс Вирт систематически совершенствовали фигуры, заимствуя опыт и знания у Джаксона Хейнца и затем опубликовали их в книге "Следы на льду", которую можно считать одной из самых ранних публикаций по фигурному катанию на коньках.
Самое первое издание правил по фигурному катанию, вышедшее в Англии, относится к 1772 году.
Английский лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках», в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны.
Фигурное катание в России было известно ещё со времён Петра I. Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков – прямо к сапогам и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.
Название «коньки» возникло потому, что передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой.
В 1838 году в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов - «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г.М. Паули - учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.
Всплеск интереса к фигурному катанию произошёл после европейского турне американского фигуриста Джексона Гейнса. Он показал неожиданные возможности исполнения стремительных фигур в грациознейших движениях тела.
Русское фигурное катание, как отдельный вид спорта, зародилось в 1865 году. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 года состоялось первое состязание русских фигуристов.
Развитие фигурного катания в период 1870-1880 гг. вызвало необходимость создания национальных ассоциаций: среди первых можно считать ассоциации Великобритании в 1879 г., в Нидерландах в 1882 г., в Канаде в 1887 г. и объединенной ассоциации Германии-Австрии в 1888 г.. Ассоциации и клубы организовывали международные соревнования, чемпионаты мира и Европы, однако в тот период не было определенных правил и программы соревнований. В связи с этим в 1892 г. по инициативе немецкой ассоциации была организована встреча представителей всех стран, заинтересованных в международных соревнованиях по катанию на коньках, которая состоялась в июле в Шевенингене. Это был первый Международный конгресс, в котором приняли участие три национальные ассоциации и два клуба из Нидерландов, Великобритании, Германии-Австрии, Швеции и Венгрии. На этом Конгрессе были разработаны и приняты твердые правила для соревнований по скоростному катанию на коньках. В отношении фигурного катания Конгресс не придпринял действий, чтобы принять конкретные правила, а лишь только назначил комитет из представителей Германо-австрийской ассоциации (О. Бон), Венгрии (Л. Штулер) и Швеции (В. Болк), которому было поручено разработать правила и привести в соответствие таблицу обязательных фигур. С этого момента все чемпионаты и международные соревнования стали проводиться под эгидой ИСУ - Международного союза конькобежцев.
В 1881 году в состав «Общества любителей бега на коньках» входило около 30 человек.
Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почётный член этого общества Вечеслав Измайлович Срезневский.
В начале XX века Сальхов, Лутц, Риттбергер, Аксель Паульсен изобрели свои элементы, и фигуристы в благодарность за это оставили их имена в названиях элементов.

Правила и элементы

Фигурное катание включает одиночное (мужчины и женщины), парное катание и спортивные танцы. Олимпийские соревнования в одиночном и парном катании проводятся с 1908 года. В каждом виде соревнований страна может заявить одного участника или пару; страна, спортсмены которой в предолимпийском году заняли в данном виде 1-5 места на чемпионате мира, может быть представлена тремя участниками (парами), 6-10 – двумя участниками (парами). Выступления оцениваются по шестибалльной системе: в короткой программе оценивается техника восьми предписанных элементов и представленная программа; в произвольной программе - техника и артистичность; в произвольном танце – техническое мастерство и художественное впечатление. Место каждого участника (пары) определяется абсолютным большинством судей (нечетное число).

Короткая программа

Короткая программа - это своеобразная проверка уровня технической, тактической, морально-волевой подготовленности, умения фигуристов в сравнительно жестких рамках обязательного комплекса элементов раскрыть свои творческие возможности. Короткая программа в парном катании была введена на чемпионате Европы 1963 года. В последующие годы она изменялась и совершенствовалась, отражая ход развития парного катания.
При составлении короткой программы и, особенно, при ее исполнении перед фигуристами встает целый ряд специфических трудностей.
Трудность психологического порядка заключается в том, что именно с короткой программы спортсмены начинают соревнования. Поэтому от того, как пара проявит себя в первом туре, во многом зависит окончательный результат выступления. Трудность другого порядка связана со значимостью каждого элемента. Срыв или ошибка при выполнении одного из них хотя бы одним из партнеров ведет к значительному снижению оценок. Это обстоятельство оказывает дополнительное психологическое воздействие на фигуристов и одновременно повышает требования к технической и морально-волевой подготовке пары.
В короткой программе все пары исполняют одинаковые элементы. Если в произвольной программе можно блеснуть сложным прыжком, оригинальной поддержкой, спиралью, вращением и т, п., то в короткой программе решающим являются высокая культура катания, законченность композиции, отличная техника, точность и синхронность исполнения, высокий темп движений и скорость скольжения, органическая связь движений с музыкой, оригинальность соединительных шагов и т. п.
Очень важно умение спортсменов по-своему увидеть стандартные элементы короткой программы и придать их исполнению индивидуальную окраску в соответствии с характером музыки и стилем катания пары. Вот почему короткая программа заставляет фигуристов искать свой стиль, свою манеру катания, нюансы в исполнении каждого элемента.
На конгрессе ИСУ летом 1980 г. была принята новая система подсчета результатов фигуристов. Особенностью этой системы является использование коэффициентов. Основным теперь является место, занятое спортсменом в каждом виде программы с учетом коэффициентов в процентном отношении. Коэффициент для обязательных фигур - 0,6, для короткой программы - 0,4, для произвольной-1. Место, полученное фигуристом в каждом виде троеборья, умножается на соответствующий коэффициент. Сумма, полученная в итоге, и определяет окончательный результат фигуриста в соревновании.

Обязательные элементы

В обязательную программу входит 17 фигур: круг, параграф, тройка, двукратная тройка, петля, скобка, крюк, выкрюк, восьмерка, параграф с тройками, параграф с двукратными тройками, параграф с петлями, параграф со скобками, восьмерка с тройкой, восьмерка с двукратной тройкой, восьмерка с петлями,восьмерка со скобкой (см. таблицу).
Обязательные фигуры имеют воображаемые продольную, поперечную и вспомогательные оси. Эти оси делят рисунок фигуры на равные и симметричные части.
Международными правилами судейства установлено определенное начертание каждой фигуры в целом и отдельных ее элементов. Геометрические особенности, или признаки рисунка целой фигуры, составляют так называемую макрогеометрию, а геометрические признаки ее микроэлементов - микрогеометрию.
Эти понятия следует строго различать. Макрогеометрия фигуры позволяет судить об уровне зрительной ориентации и мастерстве управления телом на ограниченном участке льда. Микрогеометрия следа характеризует мастерство балансирования на коньке во время выполнения отдельных элементов данного упражнения.

Элементы одиночного катания, произвольная программа

Произвольных упражнений, которые выполняют фигуристы - вращения, прыжки, прыжки во вращение, спирали, циркули.

Вращения

Пируэты. В произвольной программе фигуристы выполняют обычно пируэты с определенного захода, иногда они это делают без захода, прямо с дуги. От захода на пируэт во многом зависит и выполнение самого пируэта и впечатление от целой комбинации.
Техника выполнения верхних пируэтов чрезвычайно разнообразна. Здесь большой простор для творчества фигуриста.
Заклоны - разновидность верхних пируэтов. Их выполняют преимущественно женщины. Как в пируэте стоя, так и в заклоне можно принять различные позы. Заход и центровка оси вращения здесь аналогичны обыкновенным верхним пируэтам.
Приступая к разучиванию того или иного заклона, необходимо предварительно освоить его в зале и только после этого переходить на лед.
Либелы - вращения в ласточке. Техника его выполнения отлична от техники въезда в обычный пируэт. При сгибании опорной ноги центр равновесия тела переносится на зубец конька, а верхний пояс резко поворачивают в сторону вращения, принимая горизонтальное положение. Центровка зубцом конька должна быть мгновенной. Как только найдена ось вращения, центр равновесия тела перемещается на переднюю часть лезвия. При этом опорная нога выпрямляется, а корпус принимает горизонтальное положение.
Волчки - нижние пируэты. Вращение в волчке.выполнить значительно проще, чем вращение в либеле. В нижних вращениях легче удерживать равновесие, так как ОЦТ тела находится очень близко от опоры. И несмотря на это, волчок выполняют де всегда хорошо: часто теряют центровку оси вращения.
Переход из волчка в верхнее вращение необходимо выполнять постепенно, без рывков, не нарушая устойчивости вращения. Выпрямляя опорную ногу, нужно следить за тем, чтобы точка опоры находилась на передней части конька.

Прыжки во вращении

Прыжки во вращение очень оживляют программу фигуристов. Высокие, мощные, с большой скоростью вращения и многооборотные прыжки всегда встречают горячее одобрение зрителей. Прыжки во вращение представляют собой комбинацию прыжков и вращений, поэтому разучивать их надо с соблюдением правил выполнения как прыжков, так и вращений. Но прежде чем приступать к разучиванию этой комбинации, необходимо освоить соответствующие вращения и маховые прыжки.
Прыжок в либелу . На дуге в надо резко повернуть руки и плечи в сторону вращения, одновременно согнув колено опорной ноги. Мах свободной ногой должен быть сильным и направлен вперед-вверх. Движение свободной ногой и отталкивание опорной позволяет принять положение лицом и грудью ко льду. При наклоне опорная нога поднимается до уровня свободной и фигурист переходит в безопорное положение. В момент опускания свободной ноги опорная нога продолжает круговой мах, а плечи поворачиваются под некоторым углом ко льду. Коснувшись льда зубцом конька, переносят центр тяжести на переднюю часть конька, не меняя позиции тела. При правильном выполнении прыжка фигурист совершает не менее 4-5 полных оборотов на льду. Надо помнить, что недостаточный горизонтальный наклон тела в прыжке в либелу нарушает устойчивость вращения и затрудняет приземление.
Либелу.со сменой ноги можно выполнить и без прыжка, обычной подстановкой свободной ноги рядом с опорной. Этот элемент значительно проще либелы со сменой ноги в прыжке.
Прыжок в волчок на маховую ногу . От толчка до приземления на опорную ногу техника этого элемента аналогична обычному прыжку в либелу. В момент касания льда зубцом конька тело принимает горизонтальное положение. Затем сгибают опорную ногу и переводят центр равновесия тела на переднюю часть конька, одновременно вынося вперед свободную ногу и несколько выпрямляя корпус. Прыжок заканчивается вращением в волчке.
Чинян - прыжок в волчок на толчковую ногу. На толчковой дуге с сильным махом свободной ноги и резким поворотом плеч в сторону вращения приостанавливают дальнейшее скольжение вперед. Отталкивание выполняют в конце дуги за счет резкого выпрямления опорной ноги. При этом важно, чтобы тело фигуриста двигалось вверх строго над местом отталкивания. Для того чтобы прыжок получился высоким, в одном усилии должны соединиться мах свободной ногой, толчок опорной и взмах рук вверх. Сразу же после отталкивания опорная нога подтягивается и в наивысшей точке прыжка тело принимает положение. Перед приземлением выпрямляют опорную ногу, не нарушая группировки тела, опускаются на лед на переднюю часть конька. Прыжок заканчивается вращением в волчке
Прыжок из либелы в волчок с переменой ноги . Во время вращения в ласточке фигурист сгибает опорную ногу и отталкивается ото льда. При этом необходимо резким движением повернуть верхний пояс вокруг свободной ноги. При повороте важно сохранить горизонтальное положение тела. В наивысшей точке безопорной фазы прыжка принимается. Приземление выполняется на носок опорной ноги с последующей группировкой тела в нижнее вращение.

Прыжки

Для современного стиля фигурного катания характерен высокий атлетизм, и никакие другие элементы не позволяют столь ярко подчеркнуть это качество, как прыжки. Поэтому фигуристы стараются больше включать их в свои программы.
Прыжок Акселя Паульсена (одинарный), назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году.
Несмотря на то что фигуристы исполняют этот прыжок в различной манере, основа его остается неизменной. Чтобы легче было понять технику выполнения этого прыжка, расчленим его на отдельные фазы: подход, толчок, полет и приземление. Подход. Обычно перед тем как поставить опорную ногу на лед с хода вН, фигурист скользит назад-наружу. При переходе на толчковую ногу «шагом тройкой» допускают ошибку, которая мешает правильно выполнить прыжок: ставят толчковую ногу на лед передней частью конька. Фигурист теряет контроль над ребром конька и уменьшается площадь опоры, в результате этого происходит преждевременное скручивание корпуса в сторону вращения. На льду остается «рваный» и волнистый след от зубца конька, напоминающий крутую дугу. Фигурист не может уже сохранить направление толчка после перехода на толчковую ногу. На льду видно, что направление у дуги подхода и у дуги толчка разное. Все это затрудняет эффективное отталкивание.
Толчок. Толчковая дуга также имеет свой рисунок на льду. На расстоянии иногда очень трудно определить, правильно ли выполнено отталкивание, а рисунок позволяет более детально проанализировать фазу прыжка. Толчковая дуга во всех случаях, в частности и при выполнении прыжка Акселя Паульсена, должна иметь ровную кривизну. В момент отталкивания и маха свободной ногой важно сохранить скольжение на ребре конька, чтобы избежать поворота тела по ходу движения еще до отталкивания. Если при отталкивании сохранено направление тела, которое имело место до перехода на толчковую ногу, то направление силы инерции и силы толчка совпадает, что позволяет произвести сильный и высокий взлет.
Полет. Фигурист находится в воздухе доли секунды, и, конечно, трудно успеть проанализировать свои движения за это время. Тем не менее это необходимо делать, чтобы совершенствовать технику прыжка.
В полете фигурист должен сохранять вертикальное положение тела. Тяжесть тела в этот момент переносится в сторону маховой ноги, которая при приземлении окажется опорной.
При выполнении одинарного, двойного и тройного Акселя Паульсена степень группировки тела различна, и за этим необходимо следить. Ясно, что при выполнении одинарного прыжка напрягать мышцы при группировке тела надо меньше, чем при выполнении двойного и тройного Акселя Паульсена. Группировка может быть выполнена с фиксацией различных положений рук и ног, но во всех случаях нужно избегать сутулости, излишней скованности и напряжения.
Приземление. Плохо освоенная техника приземления может быть причиной срывов при выполнении прыжков. Начинается приземление в фазе полета с отведения в стороны рук и свободной ноги, чтобы замедлить вращение тела. Надо помнить, что замедлять вращение следует в полете, а не на льду. Приземление производится на слегка согнутую в колене ногу, касаясь льда зубцом конька и переходя затем на плоскость конька.
Все сказанное выше относится и к выполнению двойного Акселя Паульсена с той лишь разницей, что сила толчка, скорость скольжения и степень группировки тела в этом прыжке значительно сильнее, чем в одинарном.
Прыжок Сальхов (двойной), назван по имени шведского фигуриста Ульриха Сальхова, впервые исполнившего его в 1908 году.
Этот прыжок имеет много общего с прыжком Акселя Паульсена, разница между ними в технике отталкивания и количестве оборотов. Отталкивание происходит со скольжения по дуге нВ. Фигурист совершает в воздухе два полных оборота. Владение техникой одинарного Акселя Паульсена позволяет быстрее освоить технику двойного Сальхова. Наиболее трудные фазы в выполнении прыжка - подход и отталкивание.
Подход к прыжку, осуществляется поворотом тройкой на опорной ноге, в то время как подход к прыжку Акселя Паульсена - «шагом тройкой» со сменой ног. Очевидно, что только спецификой подхода можно объяснить то, что в Акселе Паульсене достигается такой длинный пролет, который невозможен в Сальхове.
Значительную ошибку допускают фигуристы, преждевременно начиная вращать тело. Это мешает выполнить уверенный толчок с дуги. После перехода на внутреннее ребро тело поворачивается в сторону центра описываемой дуги, чтобы не произошло скручивания его по ходу вращения раньше, чем следует. В это время выполняется подседание на опорной ноге. В момент отталкивания и маха свободной ногой основное усилие падает на середину конька. Преждевременное перемещение центра равновесия на переднюю часть конька - большая ошибка, которая встречается даже у опытных фигуристов, так как уменьшается площадь опоры и усиливается вращение тела еще до момента отталкивания.
Прыжок тройной Риттбергер (петля), назван по имени немецкого фигуриста Вернера Риттбергера, впервые исполнившего его в 1910 году.
При выполнении этого прыжка, после того как набрана достаточная скорость скольжения, переходят в скольжение. Перед отталкиванием линия плеч и рук параллельна дуге скольжения. Для того чтобы подготовиться к отталкиванию, необходимо выполнить подседание на опорной ноге. Толчок начинается с разгибания опорной ноги и движения корпуса в направлении будущего вращения. Причем перед этим корпус слегка наклоняют к центру описываемой дуги. Во время отталкивания плечи вращаются быстрее бедер; свободная нога и руки двигаются в стороны-вверх. Толчок выполняется с чистого ребра. Центр тяжести размещается на средней части конька.
В полете руки приближаются к оси вращения тела., Свободная нога скрещивается спереди с опорной. Приземление происходит на переднюю часть конька с последующим переходом на среднюю. При приземлении корпус должен сохранять вертикальное положение.
Прыжок «шпагат» . Этот прыжок обычно выполняют фигуристки. Толчок производится с обеих ног: ребра опорной и носка другой ноги. После того как получена достаточная скорость скольжения, выполняется энергичный поворот, так, чтобы, развернув опорную ногу, оставить плечи в прежнем положении. После смены фронта скольжения опорная нога сгибается, а тело отклоняется несколько назад. Затем свободная нога опускается носком на лед.
Очень часто фигуристы допускают ошибку в толчке, подставляя толчковую ногу близко к опорной. Здесь отталкивание по схеме напоминает отталкивание в прыжке с шестом. В момент отталкивания начинается поворот тела в сторону прыжка. Достигнув наивысшей точки прыжка, фиксируют положение «шпагата». Приземляются, сменив положения ног, одновременно на ребро одной и носок другой ноги.
Прыжок «разножка» . Этот прыжок выполняют только мужчины. Он похож на обычный прыжок «шпагат», разница в позиции тела, которую принимает фигурист в полете. Техника подхода и отталкивания аналогичны рассмотренному выше прыжку. Перед тем как разучивать этот прыжок на льду, целесообразно в зале научиться принимать положение «разножки». Приземление такое же, как и при выполнении прыжка «шпагат».
Прыжок Флипп . Заход на прыжок начинается с тройки ВнНв. На толчковой дуге нВ необходимо следить за тем, чтобы не было излишнего наклона тела во внутрь круга. Перед толчком тело отклоняется назад и затем переводится в вертикальное положение, чтобы направление прыжка было строго вертикальным. Отталкивание выполняется с последующим поворотом тела в сторону вращения и сведением ног.
Группировка тела в полете ничем не отличается от ранее рассмотренных прыжков-Аксель Паульсена и Сальхова. Приземление такое же, как и в этих прыжках.
Прыжок наружный Лутц (двойной), назван по имени австрийского фигуриста Алоиса Лутца, впервые исполнившего его в 1913 году.
В последние годы этот прыжок стал очень популярным и по сложности оценивается выше обычного Акселя Паульсена и Сальхова.
Подход осуществляется с обычной спирали нН (длинной дуги), при движении по которой необходимо уравновесить тело и сосредоточить внимание на выполнении прыжка. Многие фигуристы недооценивают значение длинного подхода к прыжку и выполняют его с короткой дуги. Это неправильно. Прыжок наружный Лутц требует высокой скорости скольжения и сильного отталкивания. Поэтому, перед тем как встать на наружную дугу назад, следует сделать несколько шагов, чтобы получить достаточную скорость скольжения. При переходе на наружную дугу в первые секунды движения необходимо уравновесить тело, чтобы полученное ускорение не помешало устойчивости на ребре конька.
Прыжок начинается со значительного сгибания опорной ноги и отведения назад почти прямой свободной. Одновременно плечи и руки разворачиваются по направлению линии скольжения. Поворот верхнего корпуса в сторону вращения начинается еще до момента удара о лед толчковой ногой. Завершая отталкивание, группируют ноги, группировка туловища осуществляется за счет соединения рук. Приземление обычно производится назад-наружу, как и в ранее рассмотренных прыжках.
Прыжок Лутц в «шпагате». Хотя этот прыжок оборотный, но его можно рассматривать как совместную комбинацию двух прыжков: «разножки» и внутреннего одинарного Лутца. При правильном выполнении он оценивается очень высоко, как сложные двойные прыжки.
Техника подхода, толчка и приземления аналогична технике прыжка внутренний Лутц. Фаза полета в начале выполняется так же, как в прыжке «разножка», а в конце, как обычный оборот, имеющийся во многих прыжках. После чего, резко сводят ноги и одновременно поворачивают туловище в сторону вращения, принимая вертикальное положение. Разучивать этот прыжок целесообразно только после того, как хорошо освоена техника прыжка «разножка», и сначала в зале, потом на льду.
Прыжок Лутц махом. Особенность этого прыжка в том, что фигуристы выполняют его каскадом, в несколько прыжков подряд.
Подход к прыжку осуществляется с внутренней дуги тройкой вВнН. Прыжок начинается резким выпрямлением опорной ноги и поворотом туловища по направлению вращения. Вместе с туловищем поворачивают плечи и руки до отказа в том же направлении. Оттолкнувшись, группируют ноги и руки одновременно. Разгруппировка-и приземление обычные.
Прыжок Тулупп (двойной). В этом прыжке подход с тройки вВнН ничем не обличается от подхода к рассмотренному выше прыжку Лутц махом. Вместе с опорной ногой разворачивается туловище по направлению естественного вращения и широким движением отводится назад свободная нога. Резко поставив носок свободной ноги на лед, выполняют группировку туловища, сохраняя вертикальное положение. Поставив толчковую ногу на лед, приостанавливают скольжение, в то время как туловище продолжает разворачиваться в сторону вращения. Последующие фазы этого прыжка не имеют никаких особенностей в технике исполнения.
Современная gрограмма произвольного катания фигуристов старших разрядов насыщена не только прыжками и вращениями. В ней мною и других элементов, таких, как спирали, кораблики, циркули, шаги и прочие. Поэтому делать упор на разучивание одних лишь прыжков и вращений, пренебрегая остальными элементами, не следует.

Парное катание

Парное катание очень многообразно и богато по содержанию, в него Входят и элементы одиночного катания, такие, как прыжки, вращения, остановки, и специфические парные - обводки, поддержки и другие. Это дает возможность фигуристам создавать яркие, впечатляющие программы.
Значительное место в композициях пар отводится так называемому «теневому» исполнению элементов, когда фигуристы на определенном расстоянии друг от друга синхронно выполняют одни и те же движения. Обычно это разбеги, комбинации из разнообразных шагов или прыжки, вращения и т. д. При «теневом» исполнении элементов надо обращать внимание на то, чтобы при скольжении сохранялось одинаковое расстояние между исполнителями, одинаковой была скорость и все движения были синхронны, то есть чтобы ни на миг не терялось впечатление единства действий партнеров.
Ряд элементов произвольного катания партнеры выполняют совместно: парные спирали, кораблики и всевозможные позы. Эти фигуры очень зрелищны, они позволяют создать партнерам определенный образ, раскрыть внутренний смысл музыкальной фразы, придать своеобразный характер всей программе.
и т.д.................

Фигурное катание - вид конькобежного спорта, основу которого составляют движения спортсмена на льду под музыку, на одной или обеих ногах, с переменами направления скольжения, вращением, прыжками, комбинаций шагов и рисунков фигур в одиночном катании, и поддержек в парном катании.

Фигурное катание в отличие от свободного оздоровительного катания на коньках получило свое название в связи с тем, что правила соревнования фигуристов предусматривают исполнение обязательных геометрических фигур на льду - кругов, параграфов, восьмерок, где демонстрируется искусство владения коньком.

История фигурного катания


Истоки конькобежного спорта лежат в далёком прошлом, и уходят корнями в бронзовый век (конец 4-го - начало 1-го тысячелетия до н. э.), об этом свидетельствуют находки археологов - костяные коньки, выполненные из фаланг конечностей крупных животных. Однако рождение фигурного катания, как вида спорта, связывают с моментом, когда коньки начали изготавливать из железа, а не из кости. По данным исследований впервые это произошло в Голландии, в XII-XIV веке. Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

Фигурное катание в России было известно ещё со времён Петра I. Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков - прямо к сапогам и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.

Фигурное катание как отдельный вид спорта сформировалось в 60-х 19 века и в 1871 году было признано на I Конгрессе конькобежцев. Первые соревнования состоялись в Вене в 1882 году среди мужчин фигуристов.

В 1908 и 1920 годах соревнования по фигурному катанию прошли на летних Олимпийских играх. Надо отметить, что фигурное катание первый из зимних видов спорта, попавший в олимпийскую программу. С 1924 года фигурное катание неизменно входит в программу зимних Олимпийских игр.

C 1986 года и по настоящее время официальные международные соревнования по фигурному катанию, такие как чемпионат мира, чемпионат Европы, чемпионат Четырёх континентов и другие проходят под эгидой Международного союза конькобежцев (ИСУ, от англ. International Skating Union, ISU).

В фигурном катании выделяют 5 дисциплин: мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное фигурное катание, спортивные танцы и групповое синхронное катание. Групповое синхронное катание пока не включено в программу официальных соревнований, по данному виду фигурного катания проходит отдельный чемпионат мира по синхронному катанию на коньках.

Виды фигурного катания



Мужское и женское одиночное фигурное катание

Фигурист в одиночном катании должен продемонстрировать владение всеми группами элементов - шагами, спиралями, вращениями, прыжками. Чем выше качество и сложность исполняемых элементов, тем выше уровень спортсмена. Важными критериями, также являются: связь движений спортсмена с музыкой, пластичность, эстетичность и артистизм.
Соревнования в одиночном катании проходят в 2 этапа: первый этап - короткая программа, второй этап - произвольная программа.

Парное фигурное катание

Задача спортсменов в парном катании продемонстрировать владение элементами так, чтобы создать впечатление единства действий.
В парном катании, наряду с традиционными элементами (шаги, спирали, прыжки), есть элементы, которые исполняются только в этом виде фигурного катания: это поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы, совместные и параллельные вращения. Важным критерием у парных спортсменов является синхронность исполнения элементов.
В парном катании, так же как и в одиночном, соревнования проходят в два этапа - короткой и произвольной программах.

Спортивные танцы

В спортивных танцах на льду, с технической точки зрения, основное внимание уделено совместному исполнению танцевальных шагов в стандартных и нестандартных танцевальных позициях, причем не допускаются длительные разъединения партнёров. В отличие от парного фигурного катания, в спортивных танцах отсутствуют прыжки, выбросы и др. отличительные элементы парного фигурного катания.
В спортивных танцах важной составляющей успеха является плавность движений и привлекательный внешний вид пары, поэтому большое внимание уделено музыкальному сопровождению и тщательному подбору костюмов для каждой программы соревнований. Благодаря этому спортивные танцы - один из самых зрелищных направлений в фигурном катании.
Современная программа официальных соревнований включает 2 танца: короткий танец и произвольный.

Синхронное фигурное катание

Команда по синхронному катанию насчитывает от 16 до 20 фигуристов. Команда может включать женщин и мужчин. По правилам ИСУ (ISU) команды делятся по следующим возрастным группам: новисы (соответствие первому и второму спортивным разрядам) - до 15 лет; юниоры (кандидаты в мастера спорта) - 12-18 лет; сеньоры (мастера спорта) - 14 лет и старше.
Ни техника, ни скольжение, ни исполнение отдельных элементов в синхронном катании от классического фигурного катания не отличаются. Но есть некая специфика катания в команде, которая вносит свои коррективы в исполнение элементов. Целью является выступление команды как единого целого.
В синхронном катании есть свои особенные обязательные элементы, такие как: круг, линия, колесо, пересечения, блоки. Запрещенные движения: любые поддержки, прыжки более чем в 1 оборот, пересечения, включающие спирали назад и др.
Соревнования по синхронному катанию состоят из короткой и произвольной программы.

Физиологические особенности данного вида спорта


Фигурное катание сочетает высокие динамические и статические силовые, гравитационные и координационные нагрузки, оказывая тем самым развивающее и тренирующее воздействие на все основные физиологические системы и функции организма, повышая его физическую работоспособность и устойчивость к стресс-напряжениям.

Фигуристы отличаются стройной фигурой, гармонично развитой мускулатурой, красивой осанкой. Благодаря множеству упражнений, требующих позвоночника, повышается его гибкость и подвижность, а у детей с дефектами осанки достигается коррекция деформаций.

Исключительно влияние упражнений фигуристов на вестибулярную устойчивость, развитие тонко дифференцированного чувства равновесия, на снижение восприимчивости к угловым ускорениям, вызывающим головокружения и дезориентацию в пространстве.