Самое важное в баскетболе. Сколько бросков кости необходимо, чтобы победить атаку грубой силой? Упражнения для тренировки штрафных бросков

Известный американский баскетбольный аналитик, работавший в командах НБА Денвер «Наггетс» и Сиэтл «Суперсоникс», автор книги о баскетбольной статистике «Basketball on paper» Дин Оливер выделил четыре ключевых фактора в игре, больше всего влияющих на конечный результат.

Эти четыре фактора относятся к четырем разным баскетбольным навыкам и они достаточно независимы друг от друга.

Первый и самый важный фактор в игре это попадания мяча в корзину. С самых первых дней, как только баскетбол был придуман Джеймсом Нейсмитом главной его задачей было забить мяч в корзину и не дать забить другой команде. В этом плане ничего со времен изобретения игры не изменилось. Однако считать просто процент попадания с игры не совсем корректно. Например, если игрок выполнил 6 бросков с игры и все двух очковые и забил 3 раза, то он набрал 6 очков с процентом попадания с игры 50. Если же баскетболист выполнил 6 бросков с игры из них все трехочковые и попал 2 раза, он набрал те же 6 очков за 6 атак, но процент попадания с игры у него всего 33. Поэтому за оценку фактора попадания бросков с игры был взят показатель эффективный процент попадания, который рассчитывается по следующей формуле:

Эф. ПП% = (П + 0.5*ЗБ 3очк) /СИ, где

П – общее количество попаданий с игры

ЗБ 3очк – забитые трех очковые мячи

СИ – общее количество бросков с игры.

Вторым фактором, который влияет на игру является бережное отношение к мячу и сведение к минимуму количество потерь мяча в игре. Это фактор может быть очень важным особенно в матчах детского и юношеского уровня, где дриблинг и передача еще не до конца разученные элементы игры в арсенале юных баскетболистов. Возможно, что некоторые совсем молодые игроки не способны перевести мяч через половину площадки, что означает отсутствие возможности даже бросить в атаке. В профессиональном баскетболе такая проблема не так явно выражена в виду того, что в каждой команде есть несколько игроков, которые способны перевести мяч на половину соперников, поэтому прессинг по всей площадке на высшем уровне далеко не так часто приносит успех, чем на детских или юношеских соревнованиях. Однако и на самом высоком уровне количество потерь мяча могут играть определяющую роль в успехе или не успехе команды. Так как потери лишают команду нападения даже возможности произвести бросок в атаке.

Данный фактор лучше всего отразить как отношение общего количества потерь к общему количеству владений мячом в матче.

% ПТ = ПТ/Вл, где

ПТ – общее количество потерь в матче,

Вл – Общее количество владений команды в матче.

Вл = СИ – ПдН + ПТ + 0.4* ШТв, где

СИ – общее количество бросков с игры;

ПТ- общее количество потерь в матче;

ШТв – количество выполненных штрафных.

Третий фактор, который влияет на результат матча – это подборы в нападении. Если команда способна вернуть себе мяч после промахов, то в общем и целом она способна решить проблему первого фактора – эффективного процента попадания. Понятно, что при подборах в нападении, цель забить мяч в корзину остается, но возможность повторной атаки кольца, может сослужить хорошую службу в матчах, когда бросок просто напросто «не идет».

Дин Оливер рассматривает способность команды подбирать в нападении, путем вычисления отношения подборов в нападении к общему числу подборов на чужом щите.

ПдН % = ПдН/(ПдН + ПдЗ прот), где

ПдН – количество подборов в нападении;

ПдЗ прот – количество подборов команды соперника на своем щите.

Четвертым фактором является способность вставать на линию штрафных бросков как можно чаще. Именно способность пробивать штрафные броски, а не «забивать штрафные» или показывать высокий процент попадания со штрафных. Команды, которые встают на линию штрафных чаще более эффективны, чем команды, которые забивают штрафные с более высоким процентом попадания. В любом матче могут быть исключения из правил, и команды могут проигрывать матчи не попадая штрафные, но в долгосрочном анализе способность часто вставать на линию штрафных позволяет выигрывать командам больше матчей, чем несколько промахов со штрафной линии проигрывать.

1) Рассчитывается отношение ШТв/СИ, где

ШТв – общее количество выполненных штрафных бросков;

2) рассчитывается способность попадать штрафные броски ШТз/СИ, где

ШТз –количество забитых штрафных бросков;

СИ – общее количество выполненных бросков с игры.

В книге был проведен анализ статистических показателей, где Дин Оливер определил что не все факторы одинаково равноценны. Команда может превосходить соперников по трем из четырех факторов, но все равно проиграть. Команда может выделяться в трех категориях, но быть слабой в четвертой и добиться среднего результата. Определение ценности каждого из этих факторов очень важно и помогает определить стратегию построения успешной команды.

Если производить оценку важности и ценности факторов по 10-тибальной шкале то:

1. Эффективный процент попадания – 10 баллов.

2. Отношение потерь к общему количеству владений – 5-6 баллов.

3. Процентное соотношение подборов в нападении – 4-5 баллов.

4. Способность часто пробивать штрафные броски – 2-3 балла.

В процентом соотношении важности эти факторы будут располагаться в следующем виде:

1. Эффективный процент попадания (40 %).

2. Отношение потерь к общему количеству владений – (25 %).

3. Процентное соотношение подборов в нападении – (20 %).

4. Способность часто пробивать штрафные броски – (15 %).

Проводя свои статистические исследования для матчей НБА можно увидеть, что команда, которая показывала более высокий процент попадания с игры выигрывала 79 % матчей.

Важность попадания в баскетболе неоспорима, но если команда теряет мяч, то она также теряет возможность не только попасть, но и даже выполнить попытку броска. В НБА команды, которые меньше всего теряли мяч выигрывают 58 % матчей. А если процент попадания двух соперников по итогам игры был примерно одинаков, то команды, которые теряли мяч реже, выигрывали 69 % матчей.

При примерно равном проценте попадания двух команд еще одним немаловажным фактором является подборы в нападении – команда, которая собирала больше отскоков в нападении выигрывала 63 % своих матчей.

Команды, которые набирают меньше персональных замечаний выигрывают в 67 % случаев.

Броски по кольцу - важнейший технический элемент игры, конечная цель всех действий на площадке.

Игроки любого класса обычно уделяют тренировке бросков наибольшее внимание и работают над ними особенно тщательно. В задачу тренера входит направление этой работы, ее дозировка и исправление технических ошибок. Тренер вместе с игроком определяет оптимальный способ броска, исходя из физических возможностей, двигательных навыков и психологических особенностей игрока. После этого начинается сложная и очень важная работа по отработке технического исполнения броска, доведения его до совершенства.

Броски различаются по типу их исполнения: одной или двумя руками; по способу исполнения: с места, в прыжке, в движении, после прохода, после обманного движения, крюком, полукрюком, броском сверху; по расстоянию от кольца: ближние (0-3 м), средние (3-5 м) и дальние (из-за линии радиусом 6,25 м), или трехочковые броски.

Тренировать броски по кольцу можно индивидуально, без сопротивления, с пассивным сопротивлением (используя стул, манекен-чучело), с активным сопротивлением защитников, в парах, тройках, группах, в состоянии утомления и психологического напряжения

Начинать тренировку бросков лучше всего с расстояния в 1,5-2 м, направляя мяч в кольцо так, чтобы он проходил сквозь него, не касаясь дужек. В качестве инвентаря можно использовать обыкновенный стул - броски выполняются стоя на стуле, сидя, стоя на коленях. Затем расстояние до щита увеличивается, игрок постепенно отходит от кольца на свои обычные позиции для атаки.

Точность броска зависит прежде всего от техники - доведенной до автоматизма, стабильной и рациональной, а также от психологических свойств - смелости и уверенности в своих действиях, собранности, умения противостоять сопернику.

Поставить правильный в техническом отношении бросок необходимо в самой ранней стадии обучения, поскольку исправлять ошибки в технике броска значительно сложнее, чем сразу обучить правильному выполнению его. Игрокам полезно постоянно просматривать кинопрограммы лучших снайперов, с тем чтобы учиться правильной постановке кисти, положению рук, ног, корпуса, выполнению прыжка. Еще полезнее увидеть действия известного снайпера на тренировке, когда он совершает бросок по кольцу. Хорошо, если тренер сам может продемонстрировать правильное выполнение броска, но еще важнее, если он подмечает все технические ошибки учеников и умеет их исправлять.

Ценный опыт можно получить, наблюдая, как бросают по кольцу лучшие игроки НБА, России, Латвии и других стран, даже если смотреть их игру не на площадке, а по телевидению.

Очень часто знаменитый снайпер становится кумиром для начинающего игрока и, пожалуй, подражание кумиру - один из успешных путей к достижению цели: приобретению навыков стабильного и точного броска.

ТРЕНИРОВКА БРОСКА

  1. Броски из-под щита. Игроки выстраиваются в две колонны. В каждой колонне по два - три мяча. После ведения головной игрок забрасывает мяч и передает его в свою колонну. Затем переходит в хвост другой колонны.
  2. Броски из-под кольца с препятствием. Игрок отдает мяч тренеру, разбегается к кольцу, получает ответную передачу, делает два шага, перепрыгивая.через стул, и бросает по кольцу. Задача: при броске выпрыгнуть максимально вверх, не задеть стул и быть готовым к борьбе на щите. Упражнение воспитывает у игроков стремление завершать бросок из-под кольца в высшей точке прыжка, оставаться в игре после броска и участвовать в борьбе за отскок на чужом щите.
  3. То же, что и упр. 2, но тренер передает игроку мяч для завершения атаки в одном прыжке.
  4. Броски со средней дистанции без сопротивления. Игрок ведет мяч от центра поля к линии штрафного броска, выполняет бросок в прыжке, идет на подбор, в случае промаха добивает мяч в кольцо, вновь подбирает его и с ведением возвращается к линии штрафного броска. Повторить 10-15 раз подряд в быстром темпе.
  5. То же, что и упр. 4, но ведение начинается от лицевой линии к линии штрафного броска и бросок выполняется с поворотом на 180°.
  6. То же, что и упр. 4, но бросок выполняется с расстояния 5-6-8 м, с разных точек.
  7. То же, что и упр. 6, но после выполнения передачи от стены.
  8. Броски из-под кольца одной рукой в движении. Игроки выстраиваются в две колонны вдоль боковых линий поля, у игроков левой колонны мячи. Движение к кольцу начинают два первых игрока из разных колонн. Игрок с мячом ведет мяч до продолжения линии штрафного броска и делает передачу направо. Игрок из правой колонны ловит мяч, делает два шага и выполняет бросок из-под кольца (без удара в пол). Пасовавший подбирает мяч, возвращает его в левую колонну, после чего партнеры меняются местами.
  9. Броски из-под кольца после прохода в тройках с препятствием. Четыре тройки - у одного кольца. Первые номера в каждой тройке обходят стулья с ведением мяча, выполняют финт на бросок или на проход и уходят в другую сторону. Упражнение носит соревновательный характер: выигрывает тройка, которая быстрее забросит 15 мячей. При атаке кольца нельзя останавливаться, выполнять бросок можно только в максимально высоком прыжке. Упражнение воспитывает смелость, игроки перестают бояться столкновений, овладевают силовым проходом.
    По команде тренера происходит смена направления прохода (слева или справа от препятствия) и смена позиций троек. Темп выполнения упражнения - очень быстрый.
  10. Броски из-под кольца с частичным сопротивлением. Цель упражнения - обучение нападающих укрыванию мяча корпусом и выполнению прохода при контакте с защитником и мелких фолах с его стороны. Упражнение воспитывает волю и бойцовские качества у нападающих и помогает отрабатывать технику выбивания мяча у защитников. Защитник дает нападающему возможность получить мяч, входит с ним в контакт, старается выбить мяч из рук, может слегка его подталкивать. Нападающий должен укрыть мяч корпусом, не выпустить его из рук и забить в кольцо. Ему разрешен короткий дриблинг (не более 2-3 ударов), два шага и бросок.
    Смена мест происходит по кругу: после броска - на передачу, потом - в защиту. По сигналу тренера происходит смена стороны площадки или угла движения к кольцу.
  11. То же, что и упр. 10, но защитнику разрешается пытаться накрыть мяч при броске (в этом случае даже мелкие фолы запрещены).
  12. Броски из-под кольца с сопротивлением. Все игроки - с мячами, два самых лучших игрока команды по накрыванию бросков находятся в противоположных трехсекундных зонах. Задача нападающего - преодолеть сопротивление высокорослого защитника и забить мяч. Задача защитников - чисто блокировать бросок.
    По заданию тренера нападающий может получить право на откидку мяча тренеру, если бросок по кольцу невозможен (откидка разрешается только в последний момент). В этом случае защитник должен успеть сделать несколько шагов в сторону передачи.
  13. Упражнение выполняется в парах, потоком, атакуются оба основных кольца. Нападающий начинает движение с финта в любую сторону и делает рывок мимо защитника к кольцу. Его задача - получить мяч от тренера и не дать защитнику до него дотянуться. Атаковать кольцо разрешается только дальней от защитника рукой.
  14. Бросок сверху:
    1. забить мяч сверху после ведения;
    2. забить мяч сверху после получения передачи в прыжке с двух ног;
    3. забить мяч сверху с пассивным сопротивлением;
    4. забить мяч сверху пятью различными способами (проводится как соревнование в команде на самый красивый бросок);
    5. забить два мяча сверху в одном прыжке (второй мяч подбрасывает тренер, либо игрок держит оба мяча в руках);
    6. броски сверху подряд одного и двух мячей на время и количество повторений;
    7. забить мяч сверху после прохода вдоль лицевой линии с противоположной стороны кольца (5-6 раз подряд);
    8. забить мяч сверху броском из-за головы, выполнив в прыжке поворот на 180° (5-6 раз подряд).
  15. «Упражнение снайпера» с трех точек в радиусе 180 см от кольца. Броски в прыжке (каждый игрок выполняет свой обычный бросок), по десять бросков с каждой точки. Успешными считаются только те броски, при которых мяч влетает в кольцо, не коснувшись дужки.
  16. То же, что и упр. 15, но с пяти точек в радиусе 320 см от кольца.
  17. «Соревнование снайперов» в парах с пяти точек в радиусе 4,5-5 м от кольца. С каждой точки каждый игрок должен забить три мяча подряд. Выигрывает та пара, которая пройдет все точки, т.е. забьет 30 мячей.
  18. Игра 1х1 без подбора. Защитник отдает мяч нападающему и сразу занимает защитную позицию. Нападающий может пробить по кольцу сразу с той точки, на которой он получил мяч или после одного (не более) удара в пол. Проводится как соревнование: выигрывает тот, кто больше забьет из десяти попыток.
  19. Броски в парах. Выполняется по десять бросков со средней и дальней дистанции. После каждого броска игрок делает рывок до центральной линии поля и возвращается обратно.
  20. Броски в парах до 21 (31 или 51) попадания. Игрок выполняет бросок (средний или дальний), подбирает мяч и возвращает его партнеру. Проводится как соревнование: выигрывает та пара, которая быстрее наберет указанное тренером количество попаданий.
  21. Броски в группах. По две группы - на каждое кольцо. Игроки, согласно амплуа, выполняют броски со своих позиций. После броска подбирают мяч и отдают его партнеру. Задано время или количество попаданий - 20,30,50.
    Можно выполнять с пассивным сопротивлением со стороны подающего мяч игрока.
  22. Броски в парах со средней дистанции после длинной передачи. Партнеры - на противоположных сторонах площадки. После броска игрок подбирает свой мяч и делает длинную передачу партнеру на другую половину поля. Тот выполняет бросок сразу после ловли мяча, без удара в пол. Проводится как соревнование: побеждает та пара, которая раньше забьет 20 мячей.
  23. Броски в парах со средней дистанции после короткого ведения. Игрок Н получает мяч, обводит препятствие (стул) и после 2-3 ударов выполняет бросок в максимально высоком прыжке. Партнер X, подобрав мяч у щита, возвращает его нападающему Н в исходное положение. Смена после 10 попыток. По сигналу тренера игроки начинают обводить препятствие с другой стороны.
  24. Броски в прыжке со средних и дальних дистанций с приземлением на точке выпрыгивания. Выполняется в четверках двумя мячами. Первый игрок в колонне начинает на большой скорости движение к препятствию, перед которым резко останавливается и бьет по кольцу в максимально высоком прыжке (препятствия - высокие банкетки или манекены).
    Приземляясь на точке выпрыгивания, игрок должен не задеть препятствие. Совершив подбор мяча, он возвращает его партнеру и бежит в хвост своей колонны. Проводится как соревнование: побеждает та четверка, которая быстрее забьет 40 мячей.
  25. Броски в прыжке после резкой остановки при получении передачи. Игрок 2 делает рывок на линию штрафного броска, получает мяч от игрока 1, резко останавливается и выполняет бросок в прыжке. Игрок 3 подбирает мяч и возвращает его в колонну. Смена мест игроков происходит по кругу.
  26. То же, что и упр. 25, но игрок 3 оказывает пассивное или активное сопротивление игроку 2.
  27. Броски в прыжке через руку соперника. Выполняется в парах. Нападающий Н совершает бросок через руку защитника 3, ему запрещено бить мяч в пол. Тренер может дать защитнику несколько вариантов задания: просто поднимать руку на каждый бросок, держать руку у лица нападающего, выпрыгивать с вытянутой рукой на "/^ или ^ своего прыжка. Игроки в паре меняются местами после каждого броска.
  28. Соревнование снайперов, или игра «Вокруг света». Правила игры:
    1) у каждого кольца не более трех человек;
    2) первый снайпер начинает движение с точки 1 и бросает с каждой последующей точки, пока не пройдет их все или не промахнется;
    3) в случае промаха снайпер может использовать вторую попытку с этой же точки и, если она окажется удачной, продолжает свой путь. В случае второго промаха он должен вернуться на точку 1 и начать игру сначала, дождавшись своей очереди. Игрок также имеет право отказаться от второй попытки и ждать, пока совершит промах соперник. В этом случае, когда очередь вновь дойдет до него, он продолжает игру с той точки, на которой остановился. Побеждает тот, кто первым пройдет все 5 точек.
  29. «25 + 10». Выполняется в парах. В радиусе 4,5-5,5 м от кольца размечается 5 точек. Игрок совершает 5 бросков с каждой точки и после каждой серии пробивает 2 фола. Побеждает тот, чья сумма окажется лучшей.
  30. Броски в тройках. Выполняются одним мячом. Игрок бросает по кольцу, один из его партнеров подбирает мяч и отдает его третьему игроку для броска. Смена мест происходит после каждого броска по кругу.
  31. Броски в тройках - двумя мячами, по 1-5 бросков подряд. Дальность броска определяет тренер. Проводится как соревнование: побеждает та тройка, которая быстрее наберет 10, 15, 30 попаданий. Можно ввести пассивное сопротивление со стороны подающего мяч игрока.
  32. Средние броски в парах против одного защитника. Два игрока располагаются в радиусе 5-6 м от кольца, на расстоянии 3-4 м друг от друга. Перед броском они выполняют 3-4 передачи не сходя с места. Защитник мешает передавать мяч, а затем мешает броску. Смена мест происходит по кругу после каждого промаха.
  33. Трое нападающих (Н) располагаются по 6-метровой линии: напротив и под 45° к кольцу. Бросать по кольцу можно только после первой или второй передачи (но не более четырех передач). Задача двух защитников- (3) - активно мешать броску. Смена мест происходит после каждого промаха. Промахнувшийся становится защитником, а один из защитников идет на его место.
  34. То же, что и упр. 33, но после броска разрешается борьба за отскок. В случае овладения мячом нападающими смены мест не происходит.
  35. Средние и дальние броски в группах (пятерках или шестерках). В каждой группе три мяча. Игроки должны запомнить, кому отдают мяч и от кого получают передачу (для этого целесообразно перед началом упражнения сделать несколько передач по кругу). Игрок бросает по кольцу, сам подбирает свой мяч, отдает его партнеру и выходит вновь на позицию для приема передачи и броска по кольцу.
  36. Броски в тройках с сопротивлением. Один из партнеров пасует мяч нападающему, находящемуся под опекой защитника. Нападающий принимает мяч и атакует кольцо сразу или после короткого ведения. Задачу защитника определяет тренер: борьба за получение мяча, выход к получившему мяч игроку, борьба с проходом и т. д. Смена мест в тройке происходит по кругу после каждых 5 бросков. Проводится как соревнование на счет.
  37. Броски в тройках (по 15 бросков). Каждый игрок в тройке совершает по 5 бросков подряд, в каждое кольцо в зале. Побеждает та тройка, которая наберет больше попаданий. Можно выполнять с сопротивлением.
  38. Дальние и средние броски в тройках. У каждой тройки два мяча. Один игрок выполняет 10-15 бросков подряд, двое партнеров снабжают его мячами, не позволяя делать пауз. Затем происходит смена мест. Каждый игрок в тройке должен сделать 2 подхода и считать количество попаданий.
  39. Средние и дальние броски в парах или тройках. Соревнование между парами (тройками): кто быстрее наберет 21,31,51 попадание.
  40. Дальние броски без сопротивления. В 5-7 точках вдоль 6-метровой линии лежит по мячу. Первый игрок по сигналу тренера бежит от лицевой линии к первой точке, берет мяч, бросает по кольцу, идет на подбор (если бросок был неточным, добивает мяч в кольцо), с ведением возвращается к первой точке, кладет мяч и переходит к следующей точке. В момент, когда первый игрок положит мяч на точку 1, стартует второй игрок. Упражнение выполняется на два кольца 3-4 мин.
  41. Средние и дальние броски по кольцу в группах по 5-6 человек. Игроки передают 2-3 мяча по кругу. Когда последовательность передач хорошо усвоена, тренер дает сигнал приступить к броскам по кольцу. Игроки с мячами бросают по кольцу, идут на подбор, делают передачу партнерам и возвращаются на точку для броска. Каждая группа игроков громко считает количество попаданий. Проводится как соревнование: побеждает та группа, которая быстрее наберет 50-60 попаданий.
  42. Игра в баскетбол 2х2 или 3х3 на одной половине площадки. Броски из трехсекундной зоны запрещены. Игра ведется до 20 очков, после попадания в кольцо владение мячом сохраняется. За мяч, забитый из-за 5-метровой линии, начисляется 2 очка, за все остальные - 1.
  43. Игра в баскетбол 3х3 или 4х4 по всей площадке. Быстрый прорыв разрешается завершать броском из-под кольца, а позиционное нападение - только средним или дальним броском.
  44. Упражнение для высокорослых игроков - отработка броска крюком. Высокорослый игрок (Ц) отдает мяч тренеру, входит в трехсекундную зону, получает пас и атакует кольцо крюком. После приземления обязательно выпрыгивает к кольцу на добивание, даже если мяч попал в кольцо.
    Тренер может направлять мяч игроку ударом ноги, чтобы тот учился обрабатывать сильные передачи. По команде тренера меняется сторона, с которой происходит вход в зону.
  45. То же, что и упр. 44, но с сопротивлением. Задачи защитника (3) - мешать нападающему (Ц), когда он получает пас от тренера, бросает по кольцу, добивает. Перед началом движения к мячу нападающий должен выполнить финт в лицевую линию. Если защитник перекрыл прямую передачу, тренер может отдать навесной пас на край щита для завершения атаки в одном прыжке, броском сверху.
  46. Упражнение для тренировки навыков броска с поворотом на 90-180°.
    Игрок 1 из левой колонны отдает пас тренеру 1 и начинает движение через трехсекундную зону, тренер 1 делает передачу тренеру 2, и тот отдает пас игроку 1 на границе зоны. Игрок 1 выполняет бросок с поворотом. В момент, когда тренер 2 освобождается от мяча, игрок 2 из правой колонны отдает ему пас и начинает движение через трехсекундную зону, тренер 2 пасует мяч тренеру 1 и т.д. После броска игроки должны подбирать свой мяч и уходить в противоположную колонну.
  47. Броски для центровых игроков. Каждый игрок со своим мячом совершает броски в движении во все щиты в зале: сверху, крюком, полукрюком, с разворотом на 90 или 180°, дальние.
    Смена вида броска и направления движения происходит по команде тренера.
  48. То же, что и упр. 46, но вводится один защитник. Тренер определяет степень активности его сопротивления.
  49. Средний бросок из-под заслона, 1х1 на два кольца. На обеих линиях штрафного броска располагаются по одному свободному игроку. Вдоль обеих боковых линий идет игра 1х1 по всей площадке. После перехода центральной линии игрок, владеющий мячом (Н), отдает пас на линию штрафного броска и наводит своего опекуна (3) на заслон. Затем, получив ответную передачу, нападающий должен как можно быстрее совершить бросок по кольцу.
  50. Бросок по кольцу сверху или от щита после приема навесной передачи от разыгрывающего или тренера.
  51. Бросок по кольцу с дистанции 4-5 м после кувырка вперед с мячом в руках.
  52. Бросок по кольцу с дистанции 4-5 м после кувырка назад с мячом в руках.
  53. Бросок по кольцу после нескольких кувырков подряд с мячом в руках.
  54. Пас в щит, ловля мяча и бросок по кольцу в одном прыжке.
  55. В одном прыжке игрок должен выполнить финт на передачу и бросок по кольцу.
  56. Мяч катится от лицевой линии к линии штрафного броска. По сигналу тренера игрок стартует от лицевой линии, подбирает мяч, выпрыгивает и выполняет бросок по кольцу с разворотом на 180°.

Упражнения для тренировки штрафных бросков.

Значимость точных бросков со штрафной линии трудно переоценить, особенно после ввода новых правил (появление ситуации 1 + 1). Однако игроки самостоятельно тренируют штрафные броски крайне неохотно. Организация такой тренировки - одна из важных забот тренера. Для ее эффективности целесообразно воссоздать условия, близкие к игровым: имитировать шум болельщиков через динамики, нагнетая психологическое напряжение игроков, искусственно повышая цену штрафного броска. Кроме того, следует постоянно тренировать штрафные броски в состоянии физического утомления.
Удобнее всего заниматься отработкой штрафных бросков в парах или тройках, а если в зале есть кольца с возвращающим желобом, то индивидуально.
При выполнении штрафного броска следует соблюдать следующие правила:
расслабить тело (особенно - руки и кисти) и одновременно сосредоточить внимание на цели;
принять правильную стойку;
почувствовать мяч, покрутить его в руках, 2-3 раза ударить в пол, взять его в руки так, чтобы последние фаланги указательного и среднего пальцев бросковой руки оказались на черной полоске мяча;
сконцентрировать внимание на дужке кольца, мысленно представить, как мяч проскакивает сквозь нее, сделать глубокий вдох, выдохнуть - и только после этого бросать.

  1. Штрафные броски в парах сериями по 2-3 броска. Проводится как соревнование: побеждает та пара, которая быстрее наберет 15-20-30 попаданий.
  2. Штрафные броски в парах до второго промаха. Побеждает тот, кто наберет больше попаданий из двух попыток.
  3. Штрафные броски в парах. После каждых трех бросков игроки делают рывок на противоположную сторону площадки и совершают новую серию бросков. Выигрывает тот, у кого больше попаданий за три минуты.
  4. Штрафные броски в состоянии утомления. Выполняются индивидуально. В конце тренировки - 6 штрафных подряд.
  5. Серии штрафных бросков в начале и в конце тренировки. Выполняются индивидуально, как соревнование на количество попаданий подряд.
  6. Соревнование в парах. Первый партнер бросает штрафные до первого промаха. Второй должен повторить или превзойти его результат. Упражнение продолжается до трех побед одного из партнеров.
  7. Игрок выполняет 1-1,5-минутную серию прыжков, после чего сразу же бросает 10-15 штрафных подряд. Подсчитывается наибольшее количество попаданий среди игроков.
  8. В пятерках игроков выполняется по одному штрафному броску поочередно. Побеждает та пятерка, которая быстрее забьет 15 штрафных.
  9. В игровой тренировке делается пауза на 2-3 мин, во время которой игроки в парах бросают штрафные серии, по три броска. Побеждает пара, которая больше забьет за этот отрезок времени.
  10. В перерыве между таймами обе пятерки бьют штрафные броски в свои кольца сериями по три броска. Сумма забитых каждой пятеркой штрафных прибавляется к очкам, набранным в первой тайме.
  11. Штрафные броски выполняются индивидуально под психологическим давлением: насмешки, угрозы, неожиданные посторонние шумы, визуальные помехи и т.д.
  12. При работе над интенсивными формами игры - прессингом, быстрым прорывом и т.п. - в тренировке делается перерыв для штрафных бросков в парах. В течение 2-3 мин игроки выполняют серии из трех штрафных бросков на счет.
  13. Тренировка штрафных бросков двумя мячами. Выполняется в тройках. Один игрок бросает, двое других подают ему мяч. Бросающий получает мяч в руки, как только освобождается от предыдущего. Подсчитывается количество попаданий в сериях из 20 бросков.
  14. Штрафные броски в парах сериями по десять. При нечетных бросках мяч должен попасть в кольцо, не задевая щита; при четных - после удара о щит. Упражнение воспитывает уверенность в своем броске.
  15. Чередование бросков с точек и штрафных бросков. См. упр. 29. Можно пробивать одинаковое количество бросков в каждой серии.
  16. Искусственное повышение значения штрафных бросков на тренировке. За каждое нарушение правил пробивать не 2, а 4 штрафных.
  17. То же, что и упр 72, Команда, совершившая техническую ошибку - пробежку, заступ и др. - наказывается штрафным броском.
  18. То же, что и упр 73. Каждый спорный мяч решается серией штрафных бросков до промаха.
  19. Штрафные броски после занятий ОФП или СФП. После кросса, занятий на стадионе, плавания (но не после занятий в зале штанги) игроки бьют штрафные при ЧСС 180-190 ударов в минуту.
  20. Неожиданные остановки в тренировке на 1-2 мин для выполнения штрафных бросков.
  21. Игра в штрафные броски 3х3 с подбором мяча. Команда «А»: игроки 1, 3, 5; команда «В»: игроки 2, 4, 6.
    Игрок 1 бьет штрафной бросок. Его партнеры в случае промаха стараются добить мяч в кольцо. Команда противника стремится овладеть мячом и вывести его за линию штрафного броска. Если игрок 1 забил пять фолов подряд, его меняет игрок 3, а затем игрок 5. Если мячом овладевает команда «В», то игрок 2 начинает бить фолы. За каждый забитый фол команда получает одно очко, за добитый мяч - два очка. Побеждает команда, набравшая первой 31 или 51 очко.
  22. Мяч катится от центра поля к линии штрафного броска. Игрок догоняет мяч, подбирает его и выполняет бросок в прыжке.
  23. Бросок крюком справа после показа влево.
  24. Бросок крюком слева после показа вправо.
  25. См. упр. 41 в "тренировке бросков" (2ой комплекс). Добавляется второй защитник, опекающий игрока на линии штрафного броска. После получения обратной передачи либо атакует кольцо сам, либо делает это с партнером.
  26. Упражнение для тренировки сверхдальних бросков в специальных ситуациях (концовки встреч и таймов). 2 располагаются на продолжении линии штрафного броска на расстоянии 7-8 м друг от друга. По сигналу тренера игрок 1 начинает рывок к противоположному кольцу, получает мяч и атакует из-за 6-метровой линии. Задача 2-го помешать броску. Смена мест в парах происходит после каждого броска. Проводится как соревнование: побеждает тот, кто быстрее забросит три мяча

В этой статье приводится подробная информация об эффективности набора очков, использовании трехочковой линии в современной лиге NBA (с 2010 г.), причинах увеличения частоты выполнения трехочковых бросков, включая сведения о том, как Стефен Карри и Golden State Warriors (GSW) смогли завоевать победу в непростом для команды чемпионате сезона 2014–2015 гг. благодаря эффективному набору очков.

Прошло уже более трех десятилетий с момента введения трехочковой линии в баскетболе. Хотя о ней не говорилось в оригинальных 13 правилах, она является важным элементом игры в баскетбол и в течение последних 5 лет находится в центре внимания в NBA.

Для начала следует вернуться в прошлое – к началу сезона NBA 2013–2014 гг. Леброн Джеймс и Heat, в составе которой уже были прославленные и знаковые игроки, отыграли сезон чемпионата NBA, одержав верх над San Antonio Spurs со счетом 4–3 в финале NBA.

Тем не менее когда сезон начался, что-то изменилось. Как известно большинству, к тому моменту Леброн Джеймс и остальные четыре игрока стартового состава уже сыгрались как команда, но один игрок вдруг стал выделяться все больше и больше. Этим игроком был Шейн Баттье.

Баттье нельзя отнести к типичным игрокам. День за днем он просматривал записи игр начиная с 2009 г., когда в NBA начали повсеместно использовать метод видеоанализа. Он с такой тщательностью изучал игровые склонности баскетболистов, что это заинтересовало тренерский состав лиги и вызывало вопрос «А что если..?».

К этой истории можно отнестись как к очередному забавному случаю, но именно тогда ситуация стала меняться.

Страхуют ставки

Очевидно, что определенную роль сыграли и другие факторы. Руководители, среди которых были Сэм Хинки (бывший руководитель главного офиса PHI), Дэрил Мори (в настоящее время являющийся генеральным менеджером HOU) и Боб Майерс (в данный момент занимает должность генерального менеджера GSW), стали обращать внимание на важность цифр и статистического анализа в конце сезона игр лиги.

Увеличение количества трехочковых бросков

По правде говоря, введение трехочковой линии, которое произошло еще до сезона NBA 1979–1980 гг., было сделано преднамеренно и изменило ход игры, расширив оригинальные 13 правил современного баскетбола.


Выше представлен график, на котором ясно показано, что после появления трехочковой линии тенденции набора очков резко изменились по всей лиге NBA. Но как это доказывает точку зрения, что выполнение броска с трехочковой линии способствует существенному повышению результативности?

Очевидный ответ заключается в том, что в настоящее время значение выполненного броска возросло для стороннего наблюдателя. Однако для того чтобы лучше понять суть этого явления, давайте изучим приведенный ниже график.


За последние 8 сезонов NBA (с 2010 по 2018 гг.) число попыток выполнения результативных трехочковых бросков резко увеличилось, так как команды осознали, что для получения очка требуется приложить куда больше усилий, а потому и результативность этих попыток также возросла.

Естественно, что если увеличивается частота выполнения броска одного типа, то количество бросков другого типа уменьшается. Согласно данным basketball-reference.com, откуда взяты все данные для этой статьи, наиболее популярным видом броска в играх NBA в период с середины 80-х гг. и до начала 2000-х гг. был бросок со средней дистанции.

Все команды пришли к единодушному мнению, что попытки выполнения трехочковых бросков, особенно из угла, статистически дают на 20–35 % больше шансов на победу в игре: на это указывают результаты вычисления вклада игроков в общую победу. Эти вычисления широко используются аналитиками команд и специалистами по обработке и анализу данных во всей лиге.

Боб Майерс, занимающий должность генерального менеджера GSW, является одним из самых авторитетных менеджеров высшего звена, который стал уделять приоритетное внимание игре с цифрами как ключевому фактору достижения победы.

До сих пор Golden State удавалось оставаться успешной командой благодаря результативным броскам, с легкостью выполняемым Стефеном Карри из-за дуги (близко к середине площадки). Клей Томпсон эффективно помогает Карри в реализации этих трехочковых бросков. Они даже получили совместное прозвище Splash Brothers как лидеры лиги по результативным трехочковым броскам.

Трехочковые броски и ставки на матчи NBA

Можно с уверенностью утверждать, что в современной лиге NBA явление эффективного набора очков стало тенденцией, которая влияет на процесс размещения ставок. Игроки могут делать ставки с большей эффективностью, используя для этого расширенные статистические данные, которые теперь доступны широкой публике.

В своем окончательном комментарии я бы сказал, что эффективность результативных трехочковых бросков очевидна. Выполнение бросков этого типа привело к увеличению количества очков, повысив средний балл по всей лиге NBA до отметки 100–101 балл, что совпадает с показателем, который был зафиксирован, когда трехочковая линия была введена впервые.

Однако существует одна интересная закономерность, которая проявляется все более и более явно. Тенденция к повышению числа результативных трехочковых бросков связана с игроками, которые в отличие от традиционных защитников, форвардов и центровых могут играть на большинстве позиций на площадке.

С увеличением количества в лиге игроков, способных играть на большинстве позиций, возможно, произойдет увеличение числа бросков со средней дистанции или двухочковых бросков с дальней дистанции, а также постепенный рост популярности попаданий с фолами.

Делающим ставки игрокам следует отслеживать информацию на веб-сайте stats.nba.com. На этом ресурсе приведены наиболее точные статистические данные, доступные широкой публике. Эти данные могут помочь вам понять, как в командах реализуются игровые склонности баскетболистов.

В баскетболе, как и в других командных играх, бывают моменты не по правилам.

В том случае, когда участник пытается забросить мяч в корзину, против него нарушаются правила , то в таких моментах судья может назначить штрафной бросок в корзину нарушившей правила команде.

Штрафной бросок в баскетболе: что это такое, основные правила

История возникновения этого броска начинается вместе с зарождением самого баскетбола. Джеймс Нейсмит , будучи преподавателем физической культуры колледжа в Спрингфилде, задумался от том, как разнообразить свои уроки, где постоянно выполнялись гимнастические элементы.

Фото 1. Изобретатель баскетбола Джеймс Нейсмит. В руках он держит один из первых баскетбольных мячей и корзину, в которую забрасывается снаряд.

Его задумкой стало привязать корзины из-под фруктов к перилам балкона в спортивном зале и разделить детей на две команды. Тем самым 1891 год считается зарождением баскетбола и его главных правил, которых было 13.

На каком расстоянии от щита выполняется

Изначально за штрафной назначалось одно очко. Но линия штрафного броска претерпела свои изменения. Вначале она располагалась на расстоянии 6 метров , а затем, спустя 4 года , расстояние уменьшили до 4,6 м. от щита.

Справка. Назначается такой заброс в результате персонального или технического фола.

Сколько штрафных может быть, в каком случае они назначаются, как много очков приносят

В зависимости от нарушения, может быть установлено разное количество штрафных.

Так, когда происходит нарушение правил на спортсмене, который не собирался делать бросок, а у команды нарушившего правила игрока больше 5 фолов, то назначается два штрафных броска.

Если же участник собирался сделать заброс, а против него нарушили правила, но само вбрасывание оказалось точным, то бросок засчитывается, а также назначается один штрафной .

В случае нерезультативного броска устанавливается столько штрафных, сколько очков можно было набрать при удачном забросе. Например, если баскетболист собирался закинуть мяч с трёхочковой позиции , то определяют три штрафных.

Внимание! В случае персонального фола, назначенное за нарушение наказание выполняет спортсмен, против которого были нарушены правила. В случае технического фола, вбрасывание может совершать любой баскетболист пострадавшей команды.

За игру могут объявить сколько угодно штрафных забросов, так как это зависит от характера игры каждого баскетболиста.

Если мало нарушений, за которые назначаются штрафные, то количество бросков не будет большим. Когда таких нарушений много — бросков больше.

Штрафной заброс и вытекающие из него последствия заканчиваются в следующих случаях:

  • Мяч попадает в корзину сверху, застревает в ней или проходит сквозь.
  • Снаряд больше не может попасть в цель после касания с кольцом.
  • Мяч коснулся пола.
  • Снаряд для игры стал мёртвым.

Правила для участника, выполняющего вбрасывание

  • Баскетболист должен стоять за обозначенной для таких случаев чертой , но внутри полукруга.
  • Совершить заброс надо в течение 5 секунд.
  • Спортсмен может выполнить бросок любым способом , главное, чтоб мяч не коснулся пола.
  • Пока вбрасывание полностью не будет завершено, баскетболист не имеет права касаться черты штрафного броска.
  • Игрок не должен обманывать , проделывая имитацию заброса.

Поведение остальных игроков

  • В полосе вдоль области штрафного броска могут находиться пять человек, трое из них защищающихся и двое — нападающих.
  • Первую позицию с двух сторон от ограниченной зоны могут занимать игроки той команды, в чью сторону производят бросок.
  • Спортсменам необходимо занять только те позиции, которые им определили.

Фото 2. Выполнение штрафного броска в баскетболе. При этом игроки занимают особое положение в штрафной зоне.

  • Данным баскетболистам нельзя входить в ограниченную и нейтральную зону , покидать своё место, пока спортсмен, делающий вбрасывание, не выпустит мяч из своих рук.
  • Участникам нельзя трогать снаряд до его попадания в цель или касания с кольцом , пока не станет понятным, что он сделать этого уже не сможет.
  • В момент касания мяча и кольца запрещено дотрагиваться до щита, кольца и корзины.
  • Игрокам не разрешается через низ корзины вытягивать руки и касаться снаряда.
  • Нельзя оставлять свои места, пока снаряд не вылетит от спортсмена , делающего штрафной.

Разметка площадки в зоне штрафного броска, как называются зоны

Зоной для такого броска называется зона игры в виде трапеции , где наверху располагается полукруг. Лицевая линия составляет основание этой трапеции. Её длина составляет 6 метров. Напротив лицевой линии прочерчена линия штрафного заброса, составляющая вершину трапеции, длиной — 3,6 метра.

Фото 3. Схема площадки для игры в баскетбол. Стрелками указаны различные линии и зоны, в том числе штрафная.

Расстояние между ближними краями лицевой и штрафной чертой равно 5,8 м. Таким образом, зона штрафного вбрасывания ограничивается лицевой линией, штрафной и двумя чертами, которые их соединяют. Её цвет должен быть такой же, как и цвет центрального круга.

Область броска представляют два полукруга , где в середине проходит линия вбрасывания. Внутри ограниченной зоны полукруг должен быть прорисован пунктирной линией. А все остальные линии обычные.

Какова техника и фазы выполнения

  • Обеими руками снизу. Является самым простым способом. Совершая заброс, прицеливаться надо в точку, находящуюся над передним краем кольца. Чтобы мяч пролетел нужное расстояние, бросок регулируется сгибанием ног и махом руками.
  • Обеими руками от груди.
  • Одной рукой от плеча . Самый распространённый способ.

Справка. До 1950 года бросок одной рукой от плеча выполнялся крайне редко, чаще всего в то время использовали заброс с помощью двух рук.

Выполняя вбрасывание, очень важно находиться в расслабленном состоянии, спокойно посмотреть на цель, занять наиболее удобную позу : ноги расставить на ширине плеч и чуть согнуть в коленях.

Первой фазой броска как раз является поднесение круговым движением снаряда к грудной клетке, затем происходит разгибание коленей и вытягивание руки.

В среднем баскетбольная команда за игру проводит 65-70 бросков мяча в корзину и до 20-25 штрафных бросков. При этом, сама подготовка к броску – это основное содержание всей игры. А вот попадание в корзину – это главная цель в баскетболе. Существует несколько видов бросков для разных позиций и ситуаций. За игру можно наблюдать их разнообразие. При этом у каждого игрока своя техника, как ведения, так и забрасывания мяча. Все это в комплекте со здоровым соревновательным чувством создает зрелищное шоу.

Виды бросков мяча в корзину в баскетболе

1.Бросок двумя руками от груди

Данный вид броска активно применяется для забрасывания мяча в корзину преимущественно с дальних дистанций. Также такие броски имеют место при отсутствии активного противодействия со стороны защитника другой команды. При подготовке к такому броску, мяч обхватывают пальцами обеих рук, после чего выносят на уровень лица, при выпрямлении рук, мяч отправляется в корзину по заданной дуге. Если все расчеты игрока верны, а бросок точен, то мяч полетит прямиком в корзину противников.

2.Бросок двумя руками сверху

Такой вид баскетбольного броска применяется со средних дистанций. Также этот бросок актуален при плотной опеке противника. Для выполнения броска такого рода, мяч выносят над головой, при этом руки слегка согнуты в локтях, при выпрямлении рук, мяч отправляется в корзину. Во время выпрямления рук, мячу придается необходимое ускорение и траектория, позволяющие попасть точно в цель – во «вражескую» корзину.

3.Бросок двумя руками снизу

Бросок подобного типа в игре активно используется во время быстрого прохода к щиту, а также во время атак корзины в затяжном прыжке. Чтобы выполнить бросок, игрок принимает мяч в движении под ногу, после чего совершает широкой шаг и делает прыжок. Прямыми руками баскетболист забрасывает мяч в корзину, при этом полностью вытягивает свое тело. При выпрямлении рук, придается ускорение, за счет которого мяч летит в корзину. Также крайне важно правильное приземление после выполнения данного маневра.

4.Бросок одной рукой от плеча

Это один из самых распространенных видов бросков мяча в баскетболе. Применим на средних и дальних дистанциях. В данном случае игрок держит мяч в правой руке на уровне головы, при выпрямлении руки, мяч отправляется в корзину.

5.Бросок одной рукой сверху

Такой вид баскетбольного броска используется довольно часто для атаки в движении с близких дистанций, а также из-под щита. При подготовке к броску, мяч помещается под правую ногу. В самой высшей точке прыжка рука игрока выпрямляется, и мяч выталкивается пальцами в корзину.

6.Бросок одной рукой сверху – «крюком»

Данного рода бросок используют центральные игроки для атаки с близких и средних дистанций. Для броска игрок поворачивается левым боком к щиту, отталкивается левой ногой, делает прыжок, при этом правая рука с мячом дугообразным движением поднимается вверх и забрасывает в корзину.

7.Добивание мяча

Когда мяч отталкивается от щита, при неудачной атаки корзины, игрок может поймать мяч и снова забросить его в корзину.