Упражнения стрельниковой от заикания. Польза дыхательной гимнастики при заикании у детей. Нетрадиционные методы лечения заикания

Заикающиеся дети - довольно частое явление в современном обществе. Родители и многие врачи не считают заикание серьезной патологией, поэтому не назначается специализированное лечение с целью «пройдет, перерастет». Однако сильная информационная перегрузка нервной системы с помощью усиленной компьютеризации и модернизации жизни только усложняет развитие нормальной артикуляции речи у детей. Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании - один из наиболее эффективных методов терапии нарушений плавности и темпа разговора.

Заикание: в чем заключается патология, причины возникновения

Заикание (логоклония, логоневроз) - нарушение темпа и плавности речи, обусловленные спазмом артикуляционных мышц, что проявляется повторяющимися звуками слова или разрыванием фразы с короткими паузами.

Механизм возникновения патологии связан с усиленной импульсацией из центра речи (центр Брока) в коре головного мозга. Учащенные сигналы проходят по нервным волокнам к исполняющим органам - мышцам гортани (голосовым связкам), языку и губам. Заикание обусловлено нарушенной координацией сокращения групп мышц.

Логопеды и неврологи различают такие виды заболевания:

  • Тоническую. Механизмом данного варианта является стойкое повышение тонуса голосовых мышц (как при параличе), вследствие чего человек не может продолжить говорить, возникает пауза.
  • Клоническую. Мышцы губ, языка и гортани во время нормальной речи начинают судорожно сокращаться, поэтому возникает повторение фраз.

Единой установленной причины заикания у детей нет. Существуют предрасполагающие факторы, при которых у ребенка повышается риск возникновения заболевания.

  • Спазмофилия в раннем возрасте - патология, которая возникает вследствие сниженного уровня кальция в крови и сопровождается судорожными сокращениями мышц.
  • Генетическая предрасположенность. Существует теория о наследственном механизме возникновения заболевания.
  • Задержка речевого развития (ЗРР) или общее недоразвитие речи (ОНР) у детей возрастом до 6-ти лет.
  • Двуязычные семьи или изучение множества иностранных языков с раннего возраста. Усиленная информационная нагрузка на нервную систему провоцирует патологическую импульсацию.

Кроме того, существует психологическая составляющая заикания: при повышенном уровне тревоги, неблагоприятной обстановке в семье, после психологической травмы многие дети начинают заикаться.

Методы лечения заикания

Работа с логопедом - важная составляющая в терапии заикания (фото: www.radugaland.ru)

Терапия данного нарушения подразумевает объединение работы логопеда, детского невролога и психолога. До начала лечения, направленного на избавление от заикания, необходимо исключить патологии дыхательных путей и нервной системы, которые могут нарушать речь (опухоли, воспаления и др.). Для логоневроза применяются следующие методы коррекции:

  • Традиционные. Используются комплексы упражнений, которые устанавливают дыхание на свободный и плавный поток воздуха. Применяются варианты дыхательной гимнастики по Бутейко и Стрельниковой.
  • Нетрадиционные, которые включают точечный массаж. При механическом воздействии на активные точки, расположенные на лице, ладонях и стопах, патологический импульс отводится от речевого центра, речь нормализуется.
  • Медикаментозная терапия, основанная на препаратах основного тормозящего медиатора нервной системы - гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Вещество замедляет передачу по нервным синапсам, разрывает патологически замкнутые круги, по которым циркулирует импульс.

Кроме того, на результативность лечения влияет работа с психологом, преодоление тревоги, нормализация отношений в семье и со сверстниками.

Комплекс дыхательных упражнений по системе А.Н. Стрельниковой

Эффективность дыхательной гимнастики зависит от регулярности выполнения и техники. Логопедами рекомендуется выполнять весь комплекс 2 раза в день (утром и вечером).

Особенность метода - установленное количество повторений (96 - «сотка»), меняется только интенсивность. В первые дни выполняется по 8 «вдохов-движений» в 12 подходов с интервалом 3-5 секунд.

Упражнения и техника выполнения представлены в таблице:

Упражнение

Как выполняется

«Ладошки»

В положении стоя. Руки согнуты в локтевых суставах, ладонями вперед.

Во время глубокого и быстрого вдоха носом ладони сжимаются, разжимаются на пассивном выдохе. Воздух должен выходить из легких свободно, без напряжения мышц

«Погончики»

Исходное положение: стоя, руки согнуты в локтевом суставе до 60-70°, кисти сжаты в кулак. На вдохе руки выпрямляются в локтях с имитацией отжимания. После чего возвращаются в исходное положение на пассивном выдохе

«Накачивание шины» («насос»)

Исходное положение: стоя, наклонившись вперед, согнув круглую спину. Руки свободно опущены вниз. Во время глубокого вдоха носом ребенок наклоняется ниже (носом к полу), на выдохе - в исходное положение

«Кошка» (приседания с поворотом)

Ребенок находится в положении стоя, руки опущены. На вдохе выполняются непринужденные танцевальные движения: сгибание ног в коленях, неглубокое приседание, сгибание рук в локтевых суставах и повороты туловища влево и вправо.

Пассивный выдох сопровождается возвращением в исходное положение. На вдохе чередуются повороты в разные стороны

«Обними плечи»

Исходное положение: стоя, руки согнуты в локтевых суставах, разведены в стороны на уровне плеч, кисти сжаты в кулаки.

На вдохе руки сводятся в попытке «обнять свои плечи», располагая одно предплечье над другим. С пассивным выдохом руки разводятся.

После осваивания стандартной методики, можно осложнить закидывания головы назад на вдохе

Первые три упражнения считаются базовыми и входят в комплекс для новичков.

Важно! Для детей в тяжелом состоянии дыхательная гимнастика выполняется в положении сидя; «ладошки», «погончики» - даже лежа

Эффективность гимнастики по Стрельниковой

Голос и речь формируются при прохождении потока воздуха через заданное голосовыми связками отверстие, после чего вступают в роль язык и мышцы губ для воссоздания необходимых звуков. Заикание может быть результатом патологии органов дыхания, недостаточном объеме легких. Поэтому программы на специализированных курсах предусматривают проведение дыхательных упражнений по системе А.Н. Стрельниковой.

Преимуществом комплекса при заикании у детей является выполнение глубокого вдоха (авт. «в спину») на высоте исполняемого упражнения. Сочетание вдоха и физической нагрузки максимально задействует диафрагму (основную дыхательную мышцу) и межреберные мышцы, повышая эффективность дыхания. Авторская система упражнений применяется для лечения органов дыхания у детей и подростков, для реабилитации после травм.

Выбор метода дыхательной гимнастики обусловлен технической простотой. Для проведения комплекса упражнений требуется квадратный метр площади и свежий воздух.

Нервная система, пищеварительный тракт, головной мозг – не единственные части организма, нуждающиеся в постоянном притоке кислорода, особенно у малышей. С этой целью педиатры и логопеды советуют проводить дыхательную гимнастику для детей разных возрастных групп – комплексы упражнений можно подобрать и для дошкольников, и для самых маленьких. Однако как не навредить ребенку и всем ли доступна такая методика оздоровления?

Что такое дыхательная гимнастика для детей

Система специальных упражнений, созданная для обогащения организма кислородом, присутствует в нескольких системах оздоровления типа «body&mind»: пилатесе, йоге . Отдельно врачи выделяют гимнастику Стрельниковой – комплекс дыхательных упражнений, изначально ориентированный на восстановление голоса, однако позже методику Стрельниковой начали применять в остальных сферах медицины, включая педиатрию.

Для чего нужна

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста среди прочих методик выделяется способностью быть полезной для иммунитета малышей, не оказывая на него негативного влияния, как медикаментозные схемы лечения. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит не только поставка воздуха в легкие, но и обогащение кислородом крови и тканей, что приводит к улучшению состояния:

Дети, которые регулярно занимаются дыхательной лечебной гимнастикой, реже страдают от частых простудных заболеваний, лучше переносят физические/умственные нагрузки, более гармонично развиваются, получают хорошо разработанный дыхательный аппарат, правильную осанку. Отдельно врачи выделяют благотворное воздействие некоторых дыхательных упражнений на речевой аппарат, что поможет обойтись без вмешательства логопеда при проблемах с произношением.

Показания к выполнению

Врачи советуют делать дыхательную оздоровительную гимнастику не только для лечения уже имеющихся патологий – она может быть и профилактикой заболеваний, либо способом укрепить детский организм и укрепить дыхательный аппарат, находящийся в несовершенной форме. Особо педиатры рекомендуют гимнастику детям, которые имеют:

  • заболевания верхних дыхательных путей;
  • бронхиальную астму;
  • слабый иммунитет;
  • патологии нервной системы;
  • речевые нарушения;
  • врожденные проблемы сердца.
  • Противопоказания к занятиям

    Дыхательные упражнения для детей любого возраста не стоит делать без врачебного контроля, если недавно были перенесены травмы головного мозга, либо позвоночника. В список противопоказаний к дыхательной гимнастике специалисты включают:

  • остеохондроз, иные патологии шейно-грудного отдела;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • гипертонию;
  • проблемы с внутриглазным давлением.
  • Комплексы дыхательной гимнастики

    Все перечисленные ниже упражнения рекомендуется выполнять в умеренном маршевом темпе, обязательно следя за равномерным соотношением длительности вдохов и выдохов. Занятия должны быть регулярными, в идеале этими упражнениями дополняется традиционная утренняя гимнастика . Родителям нужно отслеживать самочувствие детей – занятия прекращают, если есть жалобы на: кашель, головокружение, тошноту.

    С целью лечения бронхитов и остальных болезней бронхо-легочной системы, врачи советуют делать упор на верхнее дыхание с обязательным произнесением шипящих звуков и активными выдохами.

  • Посадить ребенка на стул. При повороте туловища вправо отвести руку назад и вдохнуть. Вернувшись в исходную позицию, выдохнуть и издать жужжащий звук.
  • Стоя прямо, делая вдох, поднимать медленно обе руки. На выдохе опускать с той же скоростью и издавать протяжный звук «у-у».
  • Продолжая стоять, опустить руки вдоль тела, ладошки к себе. Правую повести вперед, левую назад. Размахивать, как маятником, и негромко произносить «тик-так».
  • Дыхательная гимнастика в стихах

    Совмещение говорения, движения и дыхания очищает слизистую дыхательных путей, помогает укреплять общую выносливость и сердце. Эффективна такая дыхательная гимнастика при кашле у детей, приступах бронхиальной астмы, проблемах с речевым аппаратом. Упражнения простые:

  • На строчке «У медведя дом большой» потянуться вверх, раскинуть руки со вдохом. Следом на «а у зайки маленький» сесть на корточки, выдыхая и обхватывая колени. Со строчкой «мишка наш пошел домой» пройтись косолапыми шагами с шумными вдохами-выдохами, а с «да и крошка заинька» пропрыгать аналогично.
  • Читая «Каждый бутончик склониться бы рад направо, налево, вперед и назад», дети совершают аналогичные движения головой с короткими вдохами-выдохами. Со строкой «От ветра и зноя бутончики эти спрятались живо в цветочном букете» сначала производятся повороты головы вправо-влево, а после нужно накрыть её «домиком» из рук.
  • Сомкнув руки у рта и округлив, дети читают: «Тру-ру-ру, бу-бу-бу, подудим в свою трубу».
  • Для укрепления иммунитета

    Общее оздоровление подарит использование любых комплексов дыхательной гимнастики, поскольку все они хорошо проводят кислород в организм. Ниже предложено 3 самых используемых педиатрами даже у грудных детей. Все эти дыхательные упражнения выполняются около минуты. Список такой:

    • Закрыть одну ноздрю пальцем, делать короткие вдохи носом (свободной частью), считая до 8. Поменять стороны, повторить.
    • Поставить перед ребенком банку с водой, опустить туда соломинку. На выдохе – пусть долго дует через нее, провоцируя пузырьки, а вдох нужно делать носом.
    • Выдыхать попеременно долгие звуки «О» и «А», чередуя и одновременно рисуя разведенными в стороны руками круги или треугольники.
    • Для развития речевого аппарата и речи

      Самым маленьким такая гимнастика нужна редко – правильное речевое дыхание развивают преимущественно в старшем дошкольном возрасте, работая над силой воздушной струи. Тренировку дыхательного аппарата и речи проводят с такими упражнениями:

    • Сдувать пушок с одуванчика, не округляя щеки.
    • Попробовать долго дуть на лист бумаги, лежащий на столе, не набирая воздух в рот.
    • Подбросить в воздух кусочек (маленький) ваты и пытаться держать его дыханием – поддувать вверх.
    • От заикания

      Для лечения заболевания такого типа нужно знать его первопричину. При проблемах с речевым дыханием специалист может прописать указанные выше варианты гимнастики. Если же с ними ребенок справляется, а речь сбивается ввиду напряженной нервной системы, подобранные врачом упражнения способствуют ее расслаблению :

    • Выставить вперед ладошки, сжимать на вдохах и разжимать на выдохах в быстром темпе, постепенно замедляясь.
    • В вертикальном положении делать шумный выдох, опуская голову и запрокидывая назад. Вдох тихий, между этими движениями.
    • Аналогично предыдущему упражнению, наклоняя голову, тянуться ухом к плечу. В каждой нижней точке шумно выдыхать носом, вдох делать тихим.
    • Дыхательная гимнастика для детей 1-3 лет

      У самых маленьких важно следить за правильным дыханием в целях профилактики простудных заболеваний, улучшения работы легких, стимуляции деятельности органов ЖКТ, для чего подходят приведенные выше варианты. Если же совместить дыхательные комплексы упражнений с физическими (берите простую гимнастику), это поспособствует и обретению правильной осанки. Несколько упражнений, которые выполняются стоя:

    • Потянуться руками вверх, медленно вдыхая. На счет «2» расслабиться, делая шумный выдох.
    • Разводя руки в стороны, медленно вдыхать, а на быстром выдохе обнять себя за плечи.
    • Дыхательная гимнастика для дошкольников

      Детям старше 3-х лет специалисты советуют больше внимания уделять гимнастике, помогающей укреплять речевой аппарат и иммунитет, развивать дыхательную мускулатуру. Некоторые педиатры рекомендуют покупать ребенку мыльные пузыри – они способствуют правильному дыханию и особенно хорошо помогают научиться совершать долгие дующие выдохи, которые полезны для развития речи.

      В младшей группе

      Для разминки специалисты советуют дать малышам простое имитационное дыхательное упражнение: пусть они произносят звуки, которые издают поезд, машинка, собачка, либо протягивают гласные распевкой. На это задание отводится минута-полторы, а после можно перейти к основному комплексу. Пара эффективных упражнений дыхательной гимнастики для самых маленьких:

    • Детям нужно изображать насос: встать прямо, поставить руки на талию. Приседая вниз, нужно вдыхать воздух, а поднимаясь – выдыхать.
    • Набрать воздух через нос как можно сильнее, округлить щеки. Выдыхают его порциями из собранного трубочкой рта.
    • Дыхательная гимнастика при заикании у детей 3 лет

      Всем доброго дня! Знаете ли вы, что упражнения от заикания у детей приносят почти 50% результата в лечении этого недуга? Главное тут регулярность занятий и упорство. Но, разве захочет ребёнок выполнять что-то, если ему не хочется? Да и однообразие его угнетёт. Но выход есть! И сейчас я о нём расскажу.

      Виды упражнений

      Заикание, это серьёзный речевой недуг, который не сразу поддаётся терапии. И лечение тут многогранно. По сути нужно, чтобы дитя не только научилось правильно говорить, но ещё и закрепило эти навыки. А сделать это возможно лишь посредством каждодневных манипуляций.

      Но чтобы кроха выполнял их с удовольствием, нужно его заинтересовать. Чем? Конечно, игрой! Поэтому лучше говорить, не: «Давай пойдём позанимаемся», а: «Давай, пойдём поиграем!» И чтобы малыш не утомился от однообразия, нужно сделать так, чтобы игры были разными.

      Ну это просто! Ведь упражнения при заикании у детей направлены на развитие следующих систем:

    • Дыхательной.
    • Артикуляционной.
    • Мышечной (учиться расслабляться).
    • Голосовой.
    • Развитие чувства ритмики.
    • Видите, какую большую работу нужно проделать? Об однообразии и речи нет! Ну а теперь, когда ясно, что заинтересовать ребёнка можно, о сути каждой методики.

      Дыхательная гимнастика

      Вообще, дыхательная методика - штука очень полезная. Она помогает не только при заикании, но и ускоряет процесс становления речи. Самой распространённой является зарядка Стрельниковой. Суть заключается в том, чтобы при различных физических действиях малыш вдыхал и выдыхал по правилам. Тут довольно много манипуляций, направленных и на расслабление, и на умение контролировать дыхание, и на развитие речевых способностей.

      Кроме такой масштабной методики могу предложить варианты попроще, но эффективность их от этого не снижается.

    • Пусть кроха ляжет на спинку. Положите ему на животик мягкую игрушку. Теперь нужно сделать вдох, надув живот. Игрушка поднимется вверх. После этого следует выдох, плавный со звуком «пффф». При этом соблюдать дыхание ровное и спокойное.
    • Дуем ватные шарики. Сделайте из ваты небольшие комочки, и дуйте вместе с малышом. Сначала манипуляцию можно проделывать на гладком столе. А потом усложнить задачу: постелить махровое полотенце. Кусочки ваты будут цепляться за ворсинки. Тем самым у крохи будет появляться спортивный интерес, он будет набирать больше воздуха, и дуть дольше.
    • А мыльные пузыри! Ну какой ребёнок их не любит пускать? И весело, и полезно одновременно!
    • Через соломинку можно дуть в воду. Представляете, сколько восторга это доставит карапузу?
    • Скажите, а вы знаете ещё подобные примеры? Поделитесь? Ну а я пока расскажу про артикуляцию!

      Артикуляционная гимнастика

      Артикуляционная гимнастика при заикании признана одной из самых эффективных. Ещё бы! Ведь тут тренируются мышцы артикуляционного аппарата! Смотрите сами:

    • Надуваем щёки, спускаем. Теперь надуваем каждую щёку в отдельности.
    • Хлопаем губками друг об друга, как рыбки.
    • Язычком надавливаем то на одну, то на другую щёку поочерёдно.
    • Надуть щёки и закрыть ротик. Теперь ударяем по щёчкам кулачками, чтобы воздух выходил с шумом.
    • Вообразим, что язычок, это зубная щётка! Попросите малыша почистить языком зубки при закрытом ротике.
    • Покусать верхнюю, потом нижнюю губу.
    • Кроме этого можно просить дитя при открытом ротике покашлять несколько раз или позевать. Главное, соблюдайте системность! И не забывайте про комплексность.

      Мышечная гимнастика

      Замечали, как говорит малыш, начинающий заикаться? Речь прерывиста, воздуха не хватает сказать порой даже слова. И при всём этом начинают напрягаться его мышцы, любые: лица, шеи, плеч. Причём неважна причина заболевания.

      Что же, нужно учиться расслабляться. Попросите дитя напрячь любую часть тела, например, сжать сильно кулачки на 5 секунд. Теперь попросите максимально расслабиться. То же самое проделайте с другой частью тела.

      Голосовая гимнастика

      А теперь учимся говорить громко и уверенно. На время упражнений просите кроху держать головку прямо и смотреть прямо в ваши глаза. Ведь это так важно в разговоре! Зрительный контакт. Когда дитя привыкнет, он не будет чувствовать скованности и стесняться.

      Устройте небольшой спектакль только для членов семьи. Потом можно пригласить друзей, которых кроха хорошо знает. Такой метод помогает научиться не бояться говорить громко и открыто на публику.

      Наряду с этим применяйте другие нехитрые действия:

    • Пение гласных: АОИЕ, любые другие комбинации. При этом регулировать громкость: громко, тихо, громко, теперь всё тише и тише.
    • Распевание тех же гласных только менять не громкость, а интонацию: сердито, ласково, грустно, весело.
    • Воображаемый мячик бьётся об пол со звуком МО, об стену со звуком МЭ и так далее.
    • И напоследок отрегулируем чувство такта в речи.

      Ритмическая гимнастика

      Помню, в 5 классе я начала посещать школьные уроки танцев. Там отбирали по таком принципу: учитель ключом настукивала мелодию, а мы должны были повторить. Вот что-то подобное делаем и при лечении заикания.

      Начинаем с простого. Стукните 2 раза, потом ещё 2. Пусть дитя повторит. Теперь усложняем задачу: стукните 2, потом 3 раза.

      Вместо звуков можно хлопать ладошками под стихи. Например: «ЗАЙку БРОсиЛА ХОзяйка. ». берите простые и легко запоминаемые стишки. Да, ещё специалисты советуют распевать народные песенки или потешки.

      При постоянном и кропотливом труде, подобные логопедические тренировки дадут отличный результат. Дорогие взрослые, именно от нашего настроя зависит здоровье малыша! Верьте и всё получится!

      А теперь расскажите вы, как приходится избавляться от недуга? Какие игровые упражнения знаете? Оставляйте комментарии и становитесь подписчиками блога. До новых встреч. Пока!

      Лечение астмы, аденоидов, бронхита и заикания у детей с помощью дыхательной гимнастики

      Воспитание - процесс очень непростой, если в него вкладываться по-настоящему. А это значит - всей душой! Уделять много внимания, тренировать физически, психологически, заботиться и т.д. Как часто вы задумывались - скольких проблем со здоровьем можно избежать, если заниматься с маленьким специальными упражнениями? Дыхательная гимнастика для детей - отличный тому пример.

      Всё начинается с дыхания!

      Сначала кислород поступает к нам в лёгкие, а потом уже кровь “развозит” его во все органы и системы жизнедеятельности. Например, йоги и восточные мудрецы, когда к ним приводят больного человека первым делом учат его правильно дышать. Делать глубокий полный вдох и свободный легкий выдох. С этого и начинается острый проницательный ум и крепкое здоровье!

      Быть легким, как воздушный шар!

      Для чего, собственно, нужны эти упражнения? Как уже было сказано - для гармоничного развития всего организма. Комплексы подойдут:

    • для гиперактивных детей, чтобы постепенно научить их управлять собой, своими эмоциями и вниманием
    • для улучшения памяти и мозговой деятельности
    • для укрепления иммунитета
    • чтобы справится с заболеваниями дыхательной системы (астма, воспаление гланд, бронхит)
    • для тренировки речевого аппарата (при дефектах речи или заикании)
    • для психологического раскрепощения, обретения внутренней устойчивости к стрессовым ситуациям
    • Такие практики очень важны! Если с детства у будущего “большого человека” сформируется привычка выполнять их, ему будет намного проще во взрослой жизни. Ведь многие до сих пор не знают, что для того, чтобы справиться с нервной ситуацией или разрешить трудную задачу порой достаточно 2-3 минуты просто глубоко подышать. Мозг насытится кислородом и вуаля! Вопрос решён!

      Гимнастика и речь

      Современные реалии таковы, что многие дети страдают дефектами речи, не четким звукопроизношением, заиканием или вовсе отказываются разговаривать к уже весьма сознательному возрасту. Это происходит из-за повального увлечения играми, рассчитанными в основном на зрительное восприятие (компьютеры, смартфоны, телевизоры). Речевая функция буквально атрофируется на глазах!

      Упражнения на вдох - выдох тренируют артикуляционный аппарат ребенка и благотворно влияют на формирование грамотной и хорошей речи. Во время них происходит координация и оптимизация дыхания через нос и рот. Активно подключается диафрагма. А роль диафрагмы в красивом говорении трудно переоценить. Не зря именно её тренируют на протяжении первых пару лет во всех театральных ВУЗах. Использование таких комплексов будет незаменимым при заикании и других дефектах. Вот здесь вы найдете примеры, по которым можно заниматься.

      Доктор - кислород

      Во всех этих случаях нужно прочистить дыхательные пути и вывести мокроту из легких. Во время занятий очень важно контролировать процессы дыхания самого ребёнка. Это должен быть глубокий вдох и хороший выдох через нос. Ещё несколько правил, которых следует придерживаться:

      1. Каждый элемент системы следует повторить не менее 4 раз. Постепенно нужно увеличивать нагрузку.

      2. Особую пользу принесут занятия на свежем воздухе при приемлемой погоде (исключить морозы, сырость и слякоть).

      3. Выполняйте комплекс с перерывами на 1 минуту после каждых 2-3 минут.

      4. В начале малыш может ощутить легкое головокружение - это нормально. Для того, чтобы снизить неприятное ощущение достаточно посидеть какое-то время на стуле, а потом продолжить.

      5. Можно сочетать такую гимнастику с физическими упражнениями, при хорошем состоянии здоровья вашего чада и отсутствии противопоказаний.

      Во всех этих случаях, а также просто в качестве профилактики хорошо подойдет гимнастика Стрельниковой для детей.

      Особенности метода Александры Николаевны

      Сама Александра Стрельникова в молодости была оперной певицей. Но в какой-то момент её здоровье дало сильный сбой: начались проблемы с сердцем и приступы удушья. Конечно, ни о каком пении в таком состоянии не могло быть и речи. Эти события и послужили толчком к тому, что Александра начала искать способы самоисцеления и постепенно разработала свою собственную методику восстановления.

      Её метод стоит особняком от остальных и некоторые называют его парадоксальным, но факт остаётся фактом - сама оперная певица с помощью него восстановила себе голос и вернула хорошее самочувствие. Стрельникова предлагает обращать особое внимание на процесс вдоха, считая выдох просто его естественным продолжением. По её системе грудная клетка во время вдоха должна не расширятся, а наоборот сжиматься. Для этого весь процесс сочетается с физическими действиями такими, как:

      При выполнении элементов системы - весь организм приходит в тонус: активизируется работа иммунной системы, тело становится более гибким, пластичным подвижным, уходят мышечные зажимы и блоки. Практически любой ребёнок может выполнять его уже с возраста 3-4 лет. Нужно только учитывать существующие противопоказания.

      Перед началом убедитесь!

      Убедитесь, что состояние дитя не попадает под следующие категории:

    • травмированный позвоночник или головы
    • температура тела выше 38 градусов
    • существуют серьезные патологии внутренних органов
    • острые сердечные заболевания
    • сильная близорукость
    • есть кровотечения
    • присутствует сильное внутричерепное давление
    • Во всех остальных случаях лечебная физкультура по Стрельниковой отлично подходит. Можете приступать! Подробная игровая инструкция вот в этом видео.

      Не важно гиперактивен ваш ребенок, болен чем-то из перечисленного выше или абсолютно здоров - дыхательная физкультура 100% принесет пользу. Главное, правильно её подать в игровой форме, как это делают ребятки на видео. Для этого можно включить приятную музыку из современных мультиков и предложить маленькому непоседе просто поиграть.

      Преимущества дыхательной гимнастики при заикании у детей: упражнения и их специфика

      Стрельникова считает, что лечение заикания без предварительно налаженного нормального дыхания не может быть эффективным, поскольку от этого зависит работа голосовых связок, частота вдохов и выдохов. Обычно у детей с нарушенной речью разговор идет при ключичном дыхании. В это время перед репликой они делают глубокий вдох так, что при этом поднимаются плечи, а шейные и лицевые мышцы сильно напряжены. Речь же происходит на выдохе короткими фразами или словами.

      В результате проведения дыхательных упражнений можно будет восстановить правильное речевое дыхание у больного ребенка. Это позволит запасаться воздухом, прежде чем начать произносить речевые отрезки различной длины.

      При создании методики дыхательной гимнастики для детей с заиканием Стрельникова ставила несколько основных задач. В первую очередь терапия была направлена на то, чтобы научить дышать больного глубоко. Это позволило бы им заполнять легкие воздухом полностью.

      Упражнение «насос» может помочь заполнить кислородом легкие в большем объеме, при котором вдох сопровождается шумом. Так как у заикающихся детей легкие плохо вентилируются, то процедура это оказывает хорошее действие.

      Комплекс упражнений при заикании

      Чтобы избавить больного ребенка от заикания можно использовать и другие методики, которые также оказывают немалый эффект при лечении. Избавить больного от симптомов недуга можно при помощи упражнений, которые проводятся под руководством специалиста. Комплекс занятий включает логоритмику, проведение точечного массажа, отдельные упражнения с песнями и чистоговорками, а также расслабляющие ванны. Занятия обычно рассчитываются на то, чтобы активировать, а затем расслабить группу мышц, которые связаны с построением речи.

      Чтобы избавить ребенка от симптомов заикания можно делать специальный массаж. Помочь устранить заикание можно акупрессурой. Это точечный массаж, который направлен на восстановление и регулирование речевого центра. Точечный массаж проход с надавливанием на акупунктуру (особые чувствительные точки) в области головы, шеи и плеч. Надавливать на точки при массаже нужно только подушечками пальцев, выполняя массирующие круговые движения.

      Точечный массаж может помочь снять напряжения с лицевых мышц, успокаивает нервную систему. Важно, чтобы движения были плавными и осторожными, чтобы не повредить связки и не причинить боль. Точечный массаж можно применять даже для маленьких детей при первых признаках заикания. В качестве общей оздоровительной терапии можно проводить массаж всего тела, а не отдельных частей.

      Кроме массажа хорошо может помочь расслабляющая ванна. Для этого не нужно проводить никаких упражнений. Проводить данную процедуру можно с играми. Игры хорошо подходят для детей любого возраста. С играми они более охотно проводят любые упражнения, так как это позволяет их заинтересовать и приковать все внимание. Подход с использованием игр улучшает эффективность лечения, так как мозговая деятельность ребенка при этом увеличивается.

      В теплое время года можно проводить занятия на свежем воздухе. Также на улице можно разнообразить игры. Занятия во время прохождения курса терапии у больного ребенка должны быть регулярными. Только при частых занятиях восстановление речевого аппарата будет эффективным.

      Видео «Дыхательные упражнения при работе с заиканием»

      В данном ролике опытный врач-логопед представит вашему вниманию несколько действенных и практических упражнений по лечению заикания. Не поленитесь ознакомиться и взять на вооружение полезные советы.

      Как помогут дыхательные упражнения

      На данный момент в медицине широко используется методика дыхательной гимнастики, которая была разработана Стрельниковой А. Н. Методика лечения по курсу Стрельниковой при наличии заикания направлена на развитие правильного дыхания в процессе нарушенной речевой функции. Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой подойдет, как детям в 3 года, так и в возрасте от 5 лет.

      Дыхательная гимнастика на рисунке

      Правила и техника выполнения

      Затем дыхательные упражнения нужно, чтобы регулярно тренировать диафрагму больного, заставляя ее активно работать при голосообразовании. Также при тесном смыкании голосовых связок в период фонации, сделать их более подвижными и эластичными.

      Самая эффективная и распространенная техника выполнения упражнений, чтобы избавить больного ребенка от заикания, является «насос» и «обхват плеч». По правилам их нужно проводить не менее 2 раз в день перед приемом пищи или через полтора часа после еды.

      Упражнение «обхват плеч» по Стрельниковой при вдохе через нос верхняя часть легких сужается, что позволяет проникнуть воздуху в наиболее объемные места. При таком дыхании будет заполняться большая часть альвеол, которые ранее могли не принимать участие в газообмене организма. Такой гимнастикой можно избавить детей от признаков кислородного голодания.

      При вдохе голосовые связки будут делать встречное движение, а при обхвате своих плеч в момент вдоха связки будут еще теснее смыкаться. Кроме дыхательной гимнастики Стрельникова рекомендует использовать методику для постановки голоса. Занятия будут проходить с песнями в детском репертуаре.

      Терапия с песнями для укрепления голосовых связок должна проходить после дыхательной гимнастики, чтобы подготовить все органы, которые принимают участие в дыхании и образовании речи. Использование песенных репертуаров позволит детям больше раскрепоститься и расслабиться. Нужно стать ровно, поставив ножки на ширине плеч, положить ладони на животик.

      Исполняя песню, затягивая гласные буквы, нужно будет при каждом звуке постепенно наклоняться, и при этом надавливать на живот руками и напрягать брюшные мышцы. Для этого можно подобрать песни, репертуар которых будет ассоциироваться у ребенка с играми и положительными эмоциями. Избавить больного от дефекта речи можно при регулярном проведении подобных процедур.

      Видео «Логопедическая гимнастика для детей»

      Одним из наиболее эффективных способов помочь больному в раннем возрасте – придерживаться упражнений логоритмики. Логоритмика позволит избавить ребенка от признаков заикания, но начинать такое лечение следует после 6 лет. Логоритмика подразумевает использование упражнений, которые будут сопровождаться музыкой и в движении. Такая терапия может помочь расслабить мозговой центр больного и мышцы. При расслабленных мышцах у детей лучше получится воспроизводить полноценные звуки, слова или предложения.

      Занятия могут проходить с использованием специальных игр, которые направлены на выработку плавной и четкой речи. Также такие игры позволяют снимать нагрузку с лицевых мышц. К логопедическим занятиям можно причислить игру «Путешествие Кроша», чистоговорки. Занятия также проводятся в определенном темпе и должны быть активными.

      Чтобы избавить ребенка от дефекта речи также в комплексе можно использовать лекарственные препараты. Они будут случить в качестве дополнения до курса реабилитации. При таком лечении избавить больного от недуга можно значительно быстрей.


      lechimdetok.ru

      Навигация

      Заикание (логоневроз) развивается у ребенка в результате сочетанного воздействия на организм физических и психических факторов. По этой причине лечение расстройства должно быть комплексным, проводить его следует под контролем специалистов. Одним из самых важных методов при борьбе с заиканием у детей является дыхательная гимнастика. Упражнения и техники подбираются индивидуально для каждого пациента, действия выполняются с соблюдением установленных правил. Чем раньше начать курс процедур, тем выше шансы на их положительный эффект. Несмотря на простоту и доступность манипуляций, их проведение должно быть согласовано с лечащим врачом.

      Роль дыхания в заикании

      Логоневроз – нарушение темпа и плавности речи, поэтому его выраженность во многом зависит от правильности дыхания пациента. По мнению врачей, терапия состояния не может быть эффективной, если у ребенка сбита нормальная работа систем, принимающих участие в пропускании воздуха через легкие.

      Специалистами были разработаны различные методики налаживания дыхания для детей. Их применение положительным образом сказывается на функциональности голосовых связок, позволяет пациенту делать продуктивные вдохи и выдохи.

      Чаще всего заикание в детском возрасте сопровождается патологическим подключичным дыханием. Перед репликой ребенок делает глубокий вдох, поднимающий плечи, напрягающий мышцы шеи и лица. Это провоцирует неполноценный выдох во время речи, из-за чего пациент может четко произносить только простые слова или короткие фразы. С помощью дыхательных упражнений, выполняемых при заикании, можно наладить правильное осуществление необходимых действий. Малыш будет набирать в легкие достаточное для произнесения длинных фраз и слов количество воздуха без перенапряжения мышц.


      Как помогут дыхательные упражнения

      Гимнастика, направленная на отработку правильного дыхания при заикании, представлена несколькими формами. Каждая содержит упражнения различной степени сложности, способные наладить нарушенные процессы даже в самых запущенных случаях.

      Работа над дыханием позволит получить такие результаты:

      • укрепятся мышцы диафрагмы, брюшной полости и носоглотки;
      • устранится спазм мышечных волокон шеи и лица;
      • ребенок освоит принципы самоконтроля, что положительно скажется не только на физиологических показателях тела, но и на его психоэмоциональном состоянии;
      • головной мозг и все остальные ткани начнут активно снабжаться кислородом, очищаться от токсинов и продуктов распада;
      • восстановятся нарушенные биоритмы организма;
      • сформируется расслабленное дыхание в процессе разговора, необходимое для устранения патологических пауз и запинок.

      Отработка правильного дыхания при детском заикании – эффективный и доступный метод борьбы с расстройством. В большинстве случаев он дает выраженный положительный результат. При этом стоит подготовиться к тому, что восстановление функции будет происходить медленно. Такое лечение требует времени и терпения от всех участников процесса.


      Правила и техника выполнения

      Эффективность дыхательной гимнастики во многом зависит от качества выполнения манипуляций, которые ею предусмотрены. Не менее важную роль играет создание комфортных условий, отношение пациента к этим сеансам.

      Ребенок должен получать удовольствие от работы, иначе даже многомесячная терапия не даст терапевтического результата.

      Гимнастика от заикания выполняется с соблюдением таких правил:

      • перед занятием помещение надо проветрить, в нем регулярно следует проводить влажную уборку, поддерживать оптимальные показатели влажности и температуры;
      • за пару часов до сеанса ребенку надо поесть, работу не следует вести на голодный желудок. Сразу после гимнастики пациенту следует попить чистой воды комнатной температуры. В течение часа после процедуры нежелательно плотно есть;
      • во время курса надо следить, чтобы малыш не переутомлялся эмоционально и физически, высыпался;
      • не рекомендуется, чтобы время выполнения упражнений превышало 20-30 минут и становилось причиной усталости;
      • проведение курса дыхательной гимнастики при заикании следует сочетать с коррекцией питания пациента. Рацион следует основывать на нежирном мясе, овощах, фруктах, кисломолочных продуктах, морской рыбе, крупах и зелени. Все продукты должны быть натуральными, никаких полуфабрикатов или стимуляторов;
      • при появлении признаков затрудненного дыхания занятие следует перенести на момент полного избавления от симптомов;
      • максимальный эффект терапии отмечается при проведении сеансов каждый день утром и вечером.

      Для усиления результативности подхода неврологи и логопеды рекомендуют дополнить режим ребенка физическими нагрузками. Занятия бегом, плаванием, катание на велосипеде, лыжах и коньках стимулируют работу сердца, налаживают дыхание, успокаивают нервы.

      Задания дыхательной гимнастики

      Главная цель метода лечения – избавить больного от проблем с дыханием, которые становятся причинами сбоя в произношении слов. Это достигается за счет придания речи плавности, сглаживания вынужденных запинок, устранения патологических затягиваний звуков.

      Благодаря нормализации состояния мышц, оттачиванию техники диафрагмального дыхания и сбалансированному соотношению вдохов и выдохов, произношение становится более плавным. Легкие ребенка начинают работать так, что в них всегда остается достаточно воздуха, чтобы фразы не прерывались.

      Виды дыхательной гимнастики

      Набор упражнений для коррекции речевого расстройства подбирается индивидуально, в соответствии с особенностями случая.

      Чаще всего логопеды прибегают к комплексной терапии, включая в схему лечения сразу несколько видов занятий.

      Дыхательная гимнастика при заикании бывает:

      • статическая – выполняется без движений, обладает успокаивающими свойствами;
      • динамическая – проводится с включением элементов движения, направлена на отработку речи у ребенка в периоды активности;
      • специализированная – подход, для применения которого требуется особая система дренажей.

      Эффективность упражнений напрямую зависит от правильности их выполнения. Несмотря на доступность информации по каждому из лечебных направлений, занятия ребенка с профессионалом дадут максимальный результат. Со временем специалист учит родителей особенностям терапии, чтобы лечение продолжалось в домашних условиях.


      Упражнения метода Стрельниковой

      В педиатрии применяется несколько техник дыхательной гимнастики, направленных на борьбу с логоневрозом. Одним из самых эффективных считается подход певицы и педагога А.Н. Стрельниковой. Он основан на использовании форсированного вдоха, в который вовлекается диафрагма.

      Правила выполнения упражнений по методу Стрельниковой при заикании:

      • вдох делается носом при сомкнутых губах, а выдох – ртом. Между ними нельзя допускать перерывов;
      • действия должны выполняться без усилий и естественно. Ребенок не должен вдыхать до упора или полностью выпускать воздух из легких;
      • на выдохе необходимо слитно произносить по 3-4 слова;
      • если предложение большое, его надо разделять на смысловые паузы;
      • во время всего занятия мышцы должны быть расслабленными, а дыхание спокойным и ровным.

      Выполнение упражнений провоцирует серьезную физическую нагрузку, но не вызывает выделения молочной кислоты. Благодаря этому даже частые и интенсивные процедуры не становятся причиной появления у ребенка болезненных ощущений. В комплекс входит множество упражнений, но для работы с детьми обычно применяется лишь несколько.


      Ладошки

      Для выполнения этого упражнения из цикла дыхательной гимнастики надо встать прямо, сомкнуть губы, руки поднять до уровня плеч, согнув в локтях. Ладони при этом должны «смотреть» в пол. Надо выполнить 4-8 вдохов и выдохов. Вдохи выполняются через нос, при этом ладони сжимаются в кулаки. Выдохи идут плавно через разжатые губы, ладони при этом расслабляются. Между действиями следует делать паузу в 2-3 секунды, количество повторов может доходить до 24 раз.

      Погончики

      Кисти сжать в кулаки, положить на талию. Надо произвести по 8 полноценных вдохов и выдохов. На вдохе плечи с силой толкаются вверх, на выдохе спокойно возвращаются обратно.

      Паузы между подходами должны быть короткими, не более 3 секунд. Всего может доходить до 12 повторов.

      Насос

      Это упражнение комплекса дыхательной гимнастики также выполняется стоя, ноги на ширине плеч. Цель – 8 вдохов и выдохов. На вдохе надо наклониться вниз и тянуться при этом руками к полу, округляя спину, расправляя легкие. На выдохе идет медленный и спокойный подъем. Подход состоит из 12 повторов. Из-за специфики упражнения у пациента может закружиться голова, но это считается вариантом нормы. При серьезном дискомфорте работу разрешено выполнять сидя.


      Обнять плечи

      Положение стоя или сидя, руки согнуты в локтях, локти направлены вниз. Надо сделать вдох, обнимая себя за плечи, отводя голову назад. На выдохе идет возврат в исходное положение. Количество повторов устанавливается врачом и может составлять от 8 до 16 раз.

      Кошка

      Упражнение нужно проводить в положении стоя на четвереньках. На быстром вдохе выполняется округление спины, способствующее расширению легких.

      Для максимального эффекта голову при этом опускают вниз, натягивая шею.

      На медленном выдохе идет возврат в исходное положение, за которым следует отдых 2-3 секунды. За подход надо выполнить не менее 12 повторов.

      Маятник

      Задание можно выполнять сидя или стоя. На шумном и быстром вдохе идет наклон вперед, руки тянутся к полу. За этим следует ускоренный выдох с возвращением в исходное положение. Пауза между приемами не больше 2 секунд. Количество повторов 8, но постепенно может быть доведено до 16.


      Другие упражнения

      Существует немало других эффективных способов наладить речевое дыхание. Они могут быть использованы обособленно или в комбинации с методом Стрельниковой. Отдельные упражнения рекомендуется выполнять и после излечения ребенка от заикания для поддержания достигнутого результата.

      Действенные варианты дыхательной гимнастики:

      • надувание мыльных пузырей;
      • задержка дыхания на максимально продолжительное время, ребенка можно научить нырять;
      • пускание пузырей в воде с помощью соломинки;
      • отработка диафрагмального дыхания – ребенок укладывается на спину, ему на живот кладется мягкая игрушка. Малыш должен дышать так, чтобы она поднималась и опускалась;
      • сдувание со стола шариков из ваты. Для усложнения задания на стол можно постелить скатерть или махровое полотенце.

      Перечисленные действия маленькие пациенты обычно выполняют с удовольствием, но злоупотреблять приведенными подходами не стоит. Слишком активное снабжение головного мозга кислородом становится у детей причиной головокружения, слабости, сонливости, снижения физической активности.


      Артикуляционная гимнастика

      Дыхательные упражнения при заикании рекомендуется дополнять простыми действиями, которые положительно скажутся на артикуляции пациента. Их можно выполнять в любое удобное для ребенка время. Чем чаще это делается, тем больше пользы это дает для мышц, отвечающих за качество произношения звуков.

      К самым эффективным приемам относят надувание щек (вместе и по очереди), надавливание языком на щеки с внутренней стороны, «чистка» зубов языком.

      Такие действия, как покусывание губ, надувание щек с последующим выпусканием воздуха после ударов по ним кулаками и похлопывание губами, лучше выполнять под присмотром родителей. Бесконтрольное выполнение таких упражнений грозит перерасти в привычку или может привести к легкой травме.

      Противопоказания

      Перед каждым занятием надо убеждаться, что у малыша нет температуры, насморка, кашля или общего недомогания, которые являются ограничениями к дыхательной гимнастике. Также невролог еще на стадии диагностики должен убедиться, что у пациента нет противопоказаний к такому виду терапии.


      Запрет на проведение гимнастики при заикании может возникнуть на фоне таких состояний:

      • недавно перенесенная черепно-мозговая травма;
      • некоторые болезни нервной системы органического и функционального типа;
      • повреждение позвоночника, его врожденные или приобретенные патологии;
      • серьезные соматические заболевания, например, мочекаменная болезнь;
      • повышенное внутричерепное или артериальное давление;
      • сильная близорукость;
      • заболевания сердца и сосудов.

      Перечисленные состояния приводят к общему запрету на проведение гимнастики или применение отдельных упражнений. Решение принимается неврологом, любые самостоятельные действия родителей на таком фоне представляют повышенную опасность.

      Приемы дыхательной гимнастики при заикании у детей обладают лишь одним существенным минусом – выполнять их нужно регулярно и в течение длительного времени. Малыш может потерять интерес к занятиям и начать капризничать. Этого не случится, если правильно строить сеансы, постоянно придумывать что-то новое, хвалить и поощрять ребенка.

      Логоневроз нужно лечить при первых его проявлениях, когда он хорошо поддается коррекции. Дыхательная гимнастика для детей, упражнения которой отличаются эффективностью, часто назначается специалистами.

      Задания дыхательной гимнастики

      Исполнение упражнений помогает добиться таких результатов:

      • активизация мышц;
      • регуляция ритма, темпа и соотношения вдохов и выдохов;
      • освоение техники диафрагмального дыхания.

      Гимнастику сопровождают звуками, их сочетаниями и словами. Тренировки должны быть систематическими и грамотно сложенными. Это способствует быстрому выздоровлению ребенка.

      Задача комплекса заключается в стабилизации дыхания, обеспечении его плавности в процессе произношения слов. Количество воздуха на выходе должно быть достаточным, чтобы фразы не прерывались. Первоначальные занятия лучше проводить со специалистом, после этого их можно исполнять в домашних условиях. Со временем уровень сложности упражнений повышают.

      Виды дыхательной гимнастики

      Существует такое разделение упражнений:

      • статистические – выполняются без движений;
      • динамические – производятся с добавлением элементов движения.

      Существует несколько поз для их выполнения:

      • лежа на спине;
      • сидя на стуле;
      • стоя;
      • в движении.

      Начальные упражнения лучше выполнять лежа. Эта поза является наиболее удобной. После этого гимнастику выполняют в других положениях. Когда ребенок начинает полностью контролировать дыхание, тренировки прекращают.

      Перед занятиями необходимо проветрить помещение и прибраться в нем. Запрещается делать гимнастику после приема пищи. Одежду лучше выбрать легкую, из натуральной ткани. Задания комплекса и темп их проведения нужно дозировать правильно.

      Техника логоритмических упражнений предусматривает такие рекомендации:

      1. Вдох делают носом (губы слегка сомкнуты), а выдох – ртом. Перерывов между ними не должно быть.
      2. Ребенок должен вдыхать не на полную силу, а также не нужно выдыхать весь воздух. Делают это естественно, без особого усердия.
      3. Делая выдох, произносят слитно несколько слов (3–4).
      4. В больших предложениях делают смысловые паузы.
      5. Стоит следить, чтобы дыхание было ровным и спокойным.
      6. Мышцы должны быть расслаблены. Двигать плечами при выполнении комплекса запрещается.

      Упражнения метода А. Н. Стрельниковой

      Самый популярный вид дыхательной гимнастики, который рекомендуют при логоневрозе, разработан оперной певицей Стрельниковой для борьбы с приступами удушья. Со временем был признан специалистами как эффективный метод против заикания. Он отличается простотой, поэтому подойдет даже дошкольникам.

      Логопедические занятия должны происходить 2 раза в день: утром и вечером. Их продолжительность – не более получаса. Большое внимание в комплексе Стрельниковой уделено вдохам. Они должны быть быстрые. В первые дни выполняют 8 «вдохов-движений» в 12 подходов (с интервалом в несколько секунд).

      Стоит учесть, что при выполнении заданий может возникать несильное головокружение.

      Комплекс большой. Ниже приведены часто используемые упражнения для борьбы с логоневрозом.

      «Ладошки»

      Руки согнуты в локтях, подняты до уровня плеч. Ладони распрямлены, направлены параллельно полу. Производят 4 резких вдоха, сжимая ладони. Выдох должен быть протяжный, через рот, ладони в это время разжимают. Дальше делают маленький перерыв. При необходимости интервал между подходами увеличивают до 10 с.

      «Погончики»

      Исполняют стоя. Руки на поясе, кисти зажаты в кулаки. Вдох – плечи напрягают и поднимают. Выдох – плечи опускают, кулаки поднимают, образуя погоны.

      «Насос»

      Поза: стоя, ноги на ширине плеч. При громком вдохе делают наклон вперед, вытягивая руки к полу и округляя спину. Выдох медленный и спокойный.

      «Обнять плечи»

      Выполняют стоя, руки сгибают в локтях, локти направляют вниз. Делают шумный вдох, обнимая себя за плечи, а голову отводят назад. Выдох должен быть свободный.

      «Кошка»

      Становятся на четвереньки. Быстрый вдох – округляют спину, голову наклоняют вниз. Медленный выдох – выпрямляются.

      «Маятник»

      Поза: стоя (можно сидя), ноги на ширине плеч. Громкий и быстрый вдох – наклониться вперед и потянуться руками к полу. Резкий выдох – возвращение в исходное положение.

      Другие упражнения

      Кроме масштабного комплекса Стрельниковой, существуют иные виды дыхательной гимнастики:

      1. Ребенок ложится на спину. Вдыхает, надувая живот. После этого делает медленный выдох со звуком «Пфафф». Дыхание – ровное, спокойное. Можно положить малышу на живот мягкую игрушку, тогда он с интересом будет наблюдать, как она опускается и поднимается.
      2. Из ваты делают небольшие шарики и дуют на них вместе с ребенком. Задание потом усложняют, выкладывая комочки на махровое полотенце, когда ребенку понадобится больше воздуха и силы, чтобы сдувать их.
      3. Малыш задерживает дыхание на максимально возможное время.
      4. Мыльные пузыри также послужат хорошей гимнастикой.
      5. Малыш может дуть в воду с помощью соломинки.

      Эти упражнения очень увлекательны для детей. Они будут выполнять их с удовольствием.

      Артикуляционная гимнастика

      Очень эффективный способ лечения заикания у детей, который применяют вместе с дыхательными упражнениями. Во время выполнения гимнастики тренируются мышцы артикуляционного аппарата. Комплекс включает следующие упражнения:

      • надувание щек – сначала вместе, потом - по отдельности;
      • похлопывание губами (движения рыбы);
      • поочередное надавливание языком на щеки;
      • надувание щек, а потом спускание воздуха ударом кулака по ним;
      • «чистка» зубов языком;
      • покусывание губ.

      Кроме того, ребенок может несколько раз покашлять или позевать. Делать это нужно с открытым ртом.

      Противопоказания

      Перед выполнением заданий стоит убедиться, что температура тела ребенка не превышает 38˚С. Запрещается заниматься гимнастикой, если малыш страдает от таких болезней:

      • черепно-мозговая травма;
      • повреждение позвоночника;
      • патологии внутренних органов;
      • высокое внутричерепное давление;
      • сильная близорукость;
      • сердечное недомогание.

      Заключение

      Дыхательная гимнастика отлично помогает в коррекции заикания. Сложность заключается в том, что занятия должны быть систематическими и выполнять упражнения надо долго. Детям не всегда хватает терпения для этого.

      Чтобы заинтересовать малышей, стоит разнообразить их занятия. Делают это с помощью развивающих игр, одной из которых является «Скороговорки на скорость». Это эффективный метод для тренировки артикуляционного аппарата.

      Дыхательная гимнастика нашла широкое применение в борьбе с заиканием из-за своей высокой эффективности.

      Заикание является распространённой речевой патологией приносящей множество проблем людям, которые им страдают. Однако каждодневное выполнение упражнений поможет избавиться не только от речевого нарушения, но и от причин, которые спровоцировали его развитие.

      Дыхательная гимнастика при заикании способна полностью наладить разговорную функцию пациента при условии регулярного соблюдения всех правил выполнения.

      Что такое заикание

      Расстройство ритма и темпа речи называется заиканием.

      Чаще всего им страдают мальчики в возрасте от двух до пяти лет.

      Именно в это период малыши активно начинают пользоваться фразовой речью. Соответственно любые негативные факторы (патологии нервной системы, психологические проблемы, частые простудные заболевания) могут спровоцировать нарушения разговорной функции различного типа, в том числе и заикание.

      Также не исключается наследственная предрасположенность к данному заболеванию.

      При возникновении симптомов заикания у ребёнка, необходимо вместе с ним посетить несколько специалистов - невролога, психолога и логопеда.

      Физиология заикания заключается в следующих процессах, протекающих в организме человека:

      • Происходит дисбаланс в передаче нервных импульсов в зону, отвечающую за репродуцирование речи.
      • Появляются спазмы мышц, так называемые «судороги». В органах артикуляционного аппарата (язык, гортань, губы, глотка). Также в патологическом процессе принимают участие диафрагма, мышцы груди и брюшины.
      • Заикающимся пациентам присуща высокая эмоциональность, психологическая неуравновешенность.
      • Присутствует постоянное расстроенное, напряжённое выражение лица.
      • Слова произносятся с заметным удлинением, неконтролируемыми остановками в процессе произношения - ррр-ря-бина, бб-бита.
      • Наблюдается тремор мышц рта.

      Важно! Заикание гораздо легче и быстрее поддаётся коррекции при максимально раннем обращении к врачу. Ребёнок, столкнувшись сильным напряжением в общении, может вовсе отказаться разговаривать

      Образование голоса, дыхание, артикуляция - это три неразрывно связанных процесса. Соответственно дыхательные упражнения будут очень полезны для восстановления разговорной функции при любом виде заикания, а также нормализации нервной системы.

      Однако для полного выздоровления пациента необходимо комплексное лечение. Часто наряду с дыхательной гимнастикой, применяются медикаментозная терапия и различные психотерапевтические методики.

      Общая характеристика дыхательной гимнастики

      Пациентам, которые заикаются, огромную помощь в борьбе с заболеванием, окажет дыхательная гимнастика, специально подобранная врачом после медицинского обследования.

      Она состоит из разных по сложности упражнений.

      Дыхательная гимнастика от заикания, при условии регулярного выполнения, поможет, наладить правильный ритм и темп речи.

      Первоначально упражнения осуществляются без включения голосовой функции далее, усложняются воспроизведением звуков.

      Для того чтобы достичь максимального эффекта от гимнастики необходимо понимать основные задачи, которые решает данная техника. Например, такие, как:

      • Соблюдение правильного баланса вдоха и выдоха.
      • Увеличение тонуса брюшных мышц.
      • Развитие диафрагмального дыхания.
      • Самостоятельное регулирование дыхательного ритма.
      • Формирование расслабленного дыхания при разговоре.

      Систематическое выполнение дыхательных упражнений от заикания научит пациента вдыхать нужное количество кислорода при разговоре, постепенно придаст уверенность в себе, полностью избавит от патологии.

      Однако следует запастись терпением. Избавление от заикания проходит медленно. Лечение требует больших усилий, но прогноз благоприятен при патологии любой степени тяжести.

      Метод Стрельниковой

      Существует большое количество дыхательных методик от заикания. Гимнастика Стрельниковой считается наиболее эффективной.

      С техникой выполнения основных упражнений можно ознакомиться в таблице ниже.

      Упражнение

      Алгоритм выполнения.

      1. Необходимо стоять прямо.
      2. Губы сомкнуть.
      3. Руки, согнуть в локтях, поднять вверх.
      4. Выполнить с шумом восемь вдохов через нос. В это время сжимать ладони.
      5. Выдох через рот, с разжатыми губами, плавно без задержек. Ладошки разжать.
      6. Пауза 2-3 секунды.
      7. Повторять упражнение 24 раза.

      Необходимо контролировать плечи, следить, чтобы они не поднимались во время работы над дыханием

      Погончики

      1. Сжатые в кулаках руки положить на талию.
      2. Сделать восемь активных полноценных вдохов, плавных выдохов.
      3. В процессе вдоха кулаки толкать с силой вниз. Во время выдоха возвратить обратно.
      4. Пауза 3 секунды.
      5. Цикл повторить 12 раз
      1. Наклониться с опущенными вниз руками.
      2. Сделать восемь вдохов.
      3. При выдохе возвращаться в положение стоя.
      4. Перерыв около трёх секунд.
      5. Повтор 12 раз.

      Чтобы легче было представить, как делается данное упражнение, необходимо визуализировать, что ручным насосом накачивается автомобильная шина

      На занятие уходит примерно пятнадцать минут. Гимнастику нужно проделывать регулярно два раза в день: утром и вечером.

      Следует соблюдать некоторые правила при выполнении дыхательной техники. Например, такие, как:

      • Внимание должно быть направлено именно на вдох (только через нос, шумный и резкий, напоминающий хлопок в ладоши).
      • Выдох пассивный, бесшумный через рот.
      • Все движения выполняются только одновременно с вдохом.
      • Комплекс упражнений осуществляются в любом удобном положении для пациента.

      Важно! Необходимо знать, что в период, когда пациент дышит по данной методике, у него может закружиться голова. Если присутствует такое проявление, упражнения следует выполнять сидя

      Когда ребёнок перестаёт испытывать затруднения во время занятий, врач добавляет более сложные упражнения.

      Для закрепления дыхательной техники во время общения необходимо запомнить следующие основные аспекты:

      • Перед тем, как начать разговаривать очень важно, сделать вдох.
      • Слова произносятся на выдохе, один выдох - 3-4 слова.
      • Должно присутствовать абдоминальное дыхание (животом).
      • Стараться вдыхать во время пауз, соответствующих смыслу разговора.
      • При воспроизведении речи нужно следить за состоянием мышц - избегать зажимов в области лица, шеи, артикуляционном аппарате.

      Дыхательная гимнастика при заикании, как и любой другой вид терапевтических мероприятий, имеет свои противопоказания.

      Например, такие, как:

      • Различные острые состояния (свежая черепно-мозговая травма, высокая температура тела, болевые ощущения).
      • Повышенное артериальное и внутричерепное давление.
      • Мочекаменная болезнь. При данном заболевании доктор к выбору упражнений подходит избирательно. Например, такая техника, как «насос» может спровоцировать обострение.
      • Травмы позвоночного столба.
      • Врождённый порок сердца является относительным противопоказанием. Возможно, выполнение упражнений будет разрешено врачом после внесения некоторых ограничений, в зависимости от степени тяжести заболевания.

      Необходимые условия для выполнения дыхательной гимнастики

      Для того чтобы достичь максимально положительный эффект во время выполнения упражнений при заикании необходимо соблюдать следующие правила:

      • Всегда проветривать помещение перед занятиями.
      • Следить за чистотой комнаты, регулярно вытирать пыль, проводить влажную уборку.
      • Не заниматься в помещении с повышенной влажностью.
      • Приступать к дыхательной гимнастике нельзя на голодный желудок, однако с полным животом также не рекомендуется. После приёма пищи должно пройти минимум 2 часа.
      • Необходимо избегать физического переутомления и высыпаться.
      • Важно добавить пациенту, борющемуся с заиканием занятия спортом, которые благоприятно сказываются на работе сердца, нервной и дыхательной системах (бег, плавание, катание на коньках, лыжах).
      • Необходимо улучшить пищевой рацион. Ребёнку нужно употреблять нежирное мясо, кисломолочные продукты, свежие фрукты, овощи, зелень, морскую рыбу, крупы. Лучше организовать четырёх разовое питание с соблюдением точного режима времени приёма пищи.
      • Если у больного появились жалобы на затруднённое дыхание (ринит, кашель), занятия лучше отложить до полного выздоровления.

      Важно понимать - дыхательная гимнастика при заикании у детей должна вызывать положительные ассоциации. Нельзя кричать на малыша во время выполнения упражнений, заставлять тренироваться силой. В семье необходимо поддерживать спокойную благоприятную обстановку. Малыш должен доверять своим родителям и чувствовать их поддержку.