Лыжный спорт в школе. Развитие лыжного спорта в самарской области Лыжный спорт в школе

Наверняка нет в нашей стране человека, который не знал бы, что такое лыжи. Каждый из нас так или иначе сталкивался с этим видом спорта: может быть, в школе, или на зимних прогулках с друзьями, или же хотя бы по телевизору. Тем более что в России, с её снежными зимами, лыжи являются очень популярным времяпрепровождением.

Тем более что в России, с её снежными зимами, лыжи являются очень популярным времяпрепровождением.

Но как же зародился лыжный спорт? Давайте окунёмся в историю и узнаем краткую «биографию» лыж.

Где появились и как развивались лыжи?

У этого спортивного инвентаря, как и многих других предметов, есть свои «предки». Так, родоначальниками нынешних лыж были специальные приспособления, которые помогали древним людям передвигаться по снегу. Как вы понимаете, вначале лыжи служили далеко не спортивным целям – они просто помогали людям эффективнее и быстрее двигаться, охотиться, и так далее.

По некоторым данным, самые первые лыжи были найдены именно в России около 4000 (!) лет назад.

Примерно с VI века нашей эры стали появляться первые письменные свидетельства использования лыж, всё так же в целях более быстрого передвижения на снегу. Поскольку конструкция лыж являлась очень простой, а сам инвентарь давал большие возможности, вскоре он завоевал популярность во многих странах по всему миру.

Ну а первое использование лыж в спортивных целях относится уже к XVIII веку, когда в Норвегии стала проводиться лыжная спортивная подготовка, и вслед за этим – первые соревнования на лыжах.

С тех пор лыжный спорт стал интенсивно развиваться, и теперь практически в каждой стране, особенно в тех, где зимы похожи на наши, есть лыжные клубы, базы, и регулярно проводятся соревнования по этому виду спорта, который также давно включён в список «школьных» спортивных дисциплин.

Зачем нужны лыжи в школе?

Уроки физкультуры состоят из набора элементов, взятых из различных видов спорта, например, лёгкая атлетика, баскетбол, волейбол, и так далее. Программа оставляется так, чтобы учащиеся могли развиваться физически разными путями, и попробовали себя в большом количестве спортивных направлений.

Включение лыж в школьную программу помогло расширить список школьных спортивных дисциплин, и разнообразить занятия спортом для детей.

Поэтому теперь с наступлением зимнего сезона дети под руководством учителя выходят на улицу, и начинают постигать азы лыжной подготовки. Кому-то это нравится, кому-то – не очень, однако при грамотном подходе учителя, а также при наличии удобного и безопасного инвентаря привить любовь к лыжам можно абсолютно каждому ребёнку.

Чем полезен лыжный спорт для детей?

Как для детей, так и для взрослых тренировки на лыжах являются очень полезным во всех отношениях времяпровождением. Среди положительных сторон лыж можно отметить следующие:

    Физическое развитие. Ходьба на лыжах укрепляет мышцы и скелет, помогает разработать равновесие, координацию и ловкость. Отлично влияет на суставы и связки. Несмотря на кажущуюся простоту занятий, при лыжных тренировках задействуется большое количество мышц, весь организм учится работать слаженно и точно.

    Польза для здоровья. Этот пункт тесно связан с предыдущим. Кроме того, такие тренировки заставляют активно работать сердечно-сосудистую и дыхательную системы, что является первоклассной профилактикой от болезней. Также занятия на лыжах – это отличное «лекарство» от лишнего веса, и люди, с детства практикующие этот вид спорта, будут с большой вероятностью избавлены от проблем с весом в дальнейшем.

    Польза для психики. Даже недолгие прогулки на лыжах способны поднять настроение и зарядить энергией надолго! Это происходит из-за того, что во время ходьбы на лыжах на свежем морозном воздухе организм активно вырабатывает эндорфины (гормоны счастья), нормализуя психическое состояние, и даря огромное количество сил. Для школьников, проводящих много времени в душных классах, сидя за партами или дома за домашним заданием, это особенно необходимо.

В. Ананьев, бывший в 80-е, 90-е годы гостренером России по лыжным гонкам по Самарской области, председателем областной и городской федераций лыжных гонок, рассказывает об истории создания одного из сильнейших лыжных коллективов в Самарской области спортивном клубе «Волга »: его основателях, тренерах, ведущих лыжниках. В статье «Все мы с Волги » журнала «Лыжный спорт в Самарской области.

В Куйбышеве (Самаре) в 1962 году на базе крупнейшего оборонного завода имени Масленникова был открыт первый производственный СК «Волга »! В нем культивировались популярные и массовые виды спорта: футбол, хоккей, лыжи, бокс, легкая атлетика, гимнастика, борьба, академическая гребля, парусный спорт и туризм.

Были построены современные на тот период спортивные объекты: стадион, спортзал, спортбазы и пионерские лагеря. Лыжная база СК располагалась в пионерском лагере Ляпидевского, который находился на второй просеке рядом с домом отдыха «Ударник » и Центральным парком. В лагере были проложены хорошие лыжные и беговые трассы, соединяющиеся с трассами парка и дома отдыха, и выходящими на холмы вдоль берега Волги.

Лыжный спорт в 60-70-е годы в городе и области был очень популярным и массовым. Проводилось множество соревнований районного, городского и областного значений. Конкуренция среди СК и КФК была очень серьезная. Среди ведущих СК: «Металл », «Чайка », «Салют », «Искра », «Восход », «Крылья Советов и других, СК «Волга » был всегда в лидерах!

Первым председателем СК стал известный в спортивных кругах человек – Кинзбургский Семен Львович – «заслуженный работник физической культуры », ставший в дальнейшем председателем облсовета ДСО «Труд ». Вслед за Кинзбургским председателями СК были: Шибаев Виктор, Плаксин Владимир, Чернобай Александр и Дараев Виктор – «заслуженный тренер России » (по боксу). Дараев Виктор воспитал первого в области бронзового призера Чемпионата мира-1974, МСМК Евгения Юдина и многих других классных боксеров.

При хорошей поддержке руководства завода и завкома он уделял большое внимание и развитию других видов спорта, особенно лыжным гонкам. Лыжники – спортсмены универсальные, могли выступать и в легкой атлетике, и в футболе, и в гребле, и в других видах спорта. Первым тренером лыжников СК «Волга » был Виктор Николаевич КотмышевМС СССР – победитель и призер городских, областных и зональных соревнований.

Он собрал очень дружную команду заводских спортсменов, которые тренировались в вечернее время, после работы, в Центральном парке, а по выходным на поляне имени Фрунзе и лыжных базах «Горелый хутор » и «Динамо ». Первый состав мастеров лыжни СК «Волга »: Балашов Геннадий, Котмышев Виктор, Елисенков Александр, Гольдтрах Иосиф, Мельников Алексей, Мачкасова Людмила, Сидорова Мария, Саров Алексей, Шлыкова Тамара, Неделина Надежда, Майченкова Людмила, Утина Татьяна и другие.

В середине 60-х годов пришло в заводскую команду новое пополнение: Песковы Вячеслав и Николай, Пелипенко Юрий, Вагин Геннадий, Немцов Николай, Садыков Рашид, Коткова Нина, Захарова Нина, Семенов Анатолий, Шрейбер Юрий, Шубина Нина, Силаев Александр – ставший в дальнейшем ведущим гонщиком СССР и чемпионом Универсиады 1968 года.

Спортсмены СК «Волга » уверенно заявили о себе победами в личных и эстафетных гонках на городских, областных, зональных и всесоюзных соревнованиях. Многие из них выполнили нормативы мс СССР и кмс. Команда СК стала практиковать проведение учебно-тренировочных сборов с освобождением на заводе и выездами на первый снег в Златоуст, Пермь, на всесоюзные соревнования – «Беломорские игры » и «Праздник Севера ».

В конце 60-х начале 70-х годов усилился тренерский штаб. В СК «Волга » пришли известные тренеры Немчинов Александр Иванович, Агеев Александр Васильевич, Коткова Нина Петровна. Усилиями этих тренеров слава о «волговских » лыжниках поднялась на всесоюзный уровень. Ведущие лыжники завода стали победителями и призерами всесоюзных и международных соревнований.

Хотелось бы, поименно перечислить всех спортсменов, приносивших славу своему СК, городу и области: Мишуков Николай, Мельников Алексей, Вагин Геннадий, Песковы Вячеслав и Николай, Нестеров Михаил, Рассказов Иван, Прохоров Дмитрий, Черновы Алексей и Сергей, Меркулов Владимир, Хазов Анатолий, Краснов Виталий, Котов Анатолий, Буйлин Валерий, Биккулов Камиль, Васильев Андрей, Скороходов Анатолий, Родионов Иван, Мелякин Валерий, Родионов Александр, Веселов Михаил, Потаповы Александр и Сергей, Коткова Нина, Захарова Нина, Королева Наталья, Летягина Галина, Чернова Валентина, Хазова Ольга, Клементьева Нина, Захарова Раиса, Матвеева Надежда, Сураевы Ольга и Татьяна, Нестерова Ольга, Епишева Светлана и другие.


Тренеры СК «Волга » плодотворно сотрудничали с преподавателями техникумов, где обучались их воспитанники. В конце 80-х годов в СК «Волга » пришел работать Медведев Владимир Михайлович – «заслуженный тренер России ». Он тренировал взрослый состав команды, Коткова Н.П.- молодежный.

За 4 года их работы СК «Волга » становился трижды победителем соревнований на призы газеты «Волжская коммуна ». Самые преданные лыжному спорту гонщики в дальнейшем перешли на тренерскую и преподавательскую работу и подготовили немало отличных спортсменов и просто любителей лыжного спорта.

Самый заметный след в лыжном спорте области из спортсменов СК «Волга » конечно же, оставили БиккуловКамиль, Коткова Нина Петровна и Мишуков Николай Александрович. БиккуловКамиль – действующий гонщик, МС РЛЛС. За СК «Волга » начал выступать более 30-40 лет тому назад. Когда он перешел в разряд ветеранов, его талант и трудолюбие подтвердились на всероссийском и международном уровне.

Он является двукратным бронзовым призером чемпионатов мира, в личной и эстафетной гонках. Многократный победитель и призер Чемпионатов России и Поволжья. И на этом не собирается завершать свою карьеру. Дай бог ему здоровья и удачи на долгие годы! Коткова Нина Петровна за свою тренерскую жизнь подготовила 10 мс СССР и России, более 20-ти КМС. В их числе: Королева Наталья, Кузнецов Алексей, Быков Эдуард, Беловолова Юлия, Калянов Егор, Новоселова Ольга.

В настоящее время Нина Петровна находится на пенсии и переехала в город Стерлитамак. Тренер Мишуков Н.А. после «Волги » перешел в СКА-16 – где долго и успешно выступал, где становился победителем и призером многих соревнований. За период своей тренерской карьеры подготовил не один десяток мастеров и чемпионов.

В их числе АхмедьяновФаниль, Игнатьева Галина, Чуйкова Еатерина, Доценко Анастасия и другие мастера лыжни. Принимал непосредственное участие в приглашении в Самарскую область Складневой Ирины, Меньшенина Григория, Калугиной Елены. С их переездом в нашу область мы вошли в лидирующую группу в России по общекомандному зачету.

Много лет проработал председателем областной федерации лыжных гонок. В настоящее время ведет плодотворную работу в сборной команде Самарской области с перспективными спортсменами. Как видим, «Волговский » победный дух остается в сердцах, трудах и помыслах всех его представителей и слава о знаменитом спортивном клубе останется на многие годы!

С момента основания СК «Волга » прошло 54 года.

2014 год для лыжного спорта Самарской области традиционно получился ярким и насыщенным на события. В феврале на Олимпийских играх в Сочи в составе сборной России выступила воспитанница тольяттинской школы лыжного спорта Анастасия Доценко. Это лишнее свидетельство того, что у нашего региона есть сильные традиции в лыжном спорте, тренерские кадры, талантливые спортсмены.

Значит, мы можем готовить лыжников высокого уровня. В то же время, Доценко в свое время покинула Тольятти и представляла на Олимпиаде Республику Татарстан. Отток спортсменов – одна из существующих проблем и наша задача создать спортсменам такие условия, чтобы они не покидали регион. Мы в этом направлении ведем работу, в частности, в губернии действует система социальной поддержки спортсменов и тренеров, оказывается финансовая поддержка федерации лыжного спорта Самарской области, занимающейся развитием этого вида Спорта.

Традиционно много мероприятий проходит среди любителей лыжного спорта, в которых принимают участие спортсмены различных возрастов. Приятно, что региональная федерация лыжных гонок уделяет внимание ветеранам спорта, привлечению детей, молодежи к занятиям спортом (см. Приложение 3 ).

Лыжный спорт в Заволжской школе


В нашем регионе, где зима довольно продолжительная и снежная, занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов физической культуры. Наша школа расположена в самом живописном уголке Приволжского района. Спортивные традиции Заволжской школы берут свое начало с 1969 года, когда было открыто ее здание. Местные природные условия и ландшафт равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны создают благоприятную почву для занятий физкультурой и лыжным спортом.

Занятия на лыжах имеют образовательное значение. В ходе занятий лыжники приобретают новые знания, умения и навыки, связанные с лыжным спортом (изучают теорию лыжного спорта, закономерности подготовки, гигиену занятий физическими упражнениями и т.д.).Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень четко дозируется как по объему, так и по интенсивности.

В нашей школе сложились две основные формы работы по лыжам - лыжная подготовка и лыжный спорт. Лыжная подготовка - обязательный минимум занятий на лыжах по физическому воспитанию в ОУ. Лыжная подготовка проводится на основании государственных программ и обеспечивает обучение детей, подростков, юношей и всего взрослого населения страны технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных нормативов, в том числе и нормативов комплекса ГТО, характеризующего физическую подготовленность всех возрастных групп страны.

В процессе лыжной подготовки приобретается обязательный минимум знаний по основам техники передвижения на лыжах, методов развития общей работоспособности, подготовки к соревнованиям и т.д.; прививаются навыки самостоятельных занятий и инструкторской практики. Лыжный спорт - один из самых массовых видов спорта, культивируемых в Заволжской школе.

В школе есть секция «Лыжи », в которой занимаются практически все учащиеся начальных классов. Наибольшей популярностью среди учащихся старших классов пользуется соревнования: сельская лыжня «Снежинка », районные лыжные гонки и «Лыжня России » в г. Самара. Главная задача занятий лыжным спортом в нашем ОУ является достижение физического совершенства и наиболее высоких спортивных результатов.

Исключительно велико и воспитательное значение передвижения на лыжах. Во всех видах занятий на лыжах - на уроках, на тренировках, на соревнованиях или просто на прогулках - успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей, что особенно важно в подготовке юношей к службе в рядах Вооруженных Сил РФ.

Лыжи имеют большое прикладное значение для будущей взрослой жизни учеников в быту в условиях длительной и снежной зимы, где используются охотниками илесниками. Доступность лыжного спорта делает его очень популярным среди школьников и молодежи. Особенно привлекают спуски со склонов различной крутизны.

В Заволжской школе всегда уделялось большое внимание развитию лыжного спорта. На протяжении долгих лет лыжники нашей школы занимают призовые места в личном и командном зачете на районных соревнованиях, а так же показывают достойные результаты на областных лыжных гонках.

В этом большая заслуга первого учителя физкультуры Заволжской школы Красавиной Марии Людвиговны. Проработав в школе 33 года, Мария Людвиговна выпустила много поколений физически и нравственно здоровых учеников, многие из которых закончили факультет физической культуры теперь уже Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Эту эстафету приняла и достойно несет ученица Марии Людвиговна Антонова Наталья Геннадьевна, которая на момент исследования работает уже одиннадцатый год.

В Приложении 4 представлены итоговые таблицы исследования результатов участия лыжников Заволжской школы в районных соревнованиях в личном и командном зачете. В 2015 году команда лыжников Заволжской школы в составе: Просвирнина Сергея, Федоткиной Анастасии, Серпуховой Марии, Федоткиной Виктории и Егорихина Атрема приняла участие в областном этапе XXXIII открытой Всероссийской массовой лыжной гонке «Лыжня России ».

Виды лыжного спорта

1. Лыжная гонка . Данный вид спорта включен в основную программу зимних олимпийских игр. Представляет собой скоростную лыжную ходьбу на определенные дистанции и включает в себя множество элементов хождения на лыжах: подъемы, скоростные спуски, виражи, повороты. На одной и той же дистанции, в зависимости от скорости передвижения, техника лыжника может неоднократно меняться.

2. Биатлон . Представляет собой сочетание лыжной гонки и стрельбы из винтовки. Биатлонист должен в совершенстве владеть техникой скоростного скольжения на лыжах, а также навыками стрельбы. Навыки стрельбы играет очень важную роль, т.к. данная часть выступления происходит после интенсивной физической нагрузки. Меткость стрельбы зависит от множества факторов: изготовки, техники прицеливания, умения правильно задержать дыхание и произвести выстрел.

3. Прыжки на лыжах с трамплина . Представляет собой скоростной спуск и прыжок со специально оборудованного сооружения – трамплина. Трамплин, как правило, имеет различную расчетную мощность (т.е. возможную дальность прыжка). Результат выполнения прыжка зависит от дальности и техники выполнения. Дальность прыжка измеряется в метрах и потом переводится в очки, которые прибавляются к баллам за технику выполнения. Победитель определяется по максимальной сумме баллов.

4. Лыжное двоеборье . Представляет собой сочетание лыжной гонки и прыжка с трамплина мощностью 90 метров. Результат по двоеборью – это сумма показателей по каждому из этих элементов.

5. Горнолыжный спорт . Включается в себя 3 подвида:слалом, слалом-гигант и скоростной спуск.

Каждый из подвидов – это спуск на высокой скорости по специально размеченной на склоне дистанции при обязательном преодолении искусственно созданных препятствий («ворот » из флажков). Кроме существования каждого вида горнолыжного спорта по отдельности, проводятся также соревнования по горнолыжному двоеборью и троеборью.

Более подробно олимпийские виды лыжного спорта описаны в Приложении 5.

Техника катания на лыжах


Существует две значительно различающиеся техники катания на лыжах. Как и в плавании, когда-то в лыжном спорте целью была лишь скорость, а не техника. Сейчас же важно проплыть быстрее, например, кролем или баттерфляем. Также и в лыжном спорте. Когда-то существовал лишь один стиль катания - классический. Около 30 лет назад начал развиваться новый стиль катания на лыжах - коньковый ход. С 1988 года этот стиль стал частью Олимпийских игр.

Развитие конькового стиля катания

Давайте перенесемся в 1950-е годы. С начала 1850-х, когда установился классический стиль катания с двумя палками, спорт благодаря выступлениям именитых спортсменов стремительно развивался, набирая популярность быстрее, чем какой-либо другой вид спорта (например, бег или плавание). Лыжи все больше и больше совершенствовались, и спортсмены начали заниматься изучением физиологии и методов подготовки к соревнованиям. Однако развитие техники конькового хода дало толчок к развитию другой техники.

В 1960-х появились специальные машины, прокладывающие лыжню. Ранее этим занимались военные - трассы для соревнований готовили сотни солдат на лыжах. Лыжня состояла из двух углублений, лыжникам было необходимо держать лыжи параллельно, отталкиваясь попеременно правой и левой ногой. Однако примерно в это же время финский полицейский Паули Сиитонен начал экспериментировать с техникой конькового хода, когда спортсмен в лыжне держит лишь одну лыжу, а другой ногой отталкивается.

Конечно, притакой технике нога быстро уставала, и ее приходилось менять. Такой способ катания называли "Шаг Сиитонена" или "полуконьковый". Когда лыжники, в особенности те, кто готовился к спринту, так как у них были сильные ноги, начали экспериментировать с новыми техниками на лыжне, проложенной машиной, они обнаружили, что, отталкиваясь попеременно правой и левой ногой, можно двигаться на 10% быстрее - так зародился коньковый стиль катания.

Так в чем же разница?

В классическом спринте лыжи должны находиться параллельно направлению движения, а лыжник передвигается "шагами", подобными обычному шагу, однако при каждом шаге происходит легкое отталкивание и скольжение. Ощущение такое, как если бы Вы скользили по гладкому полу в носках! Такая техника предпочтительна для начинающих, так как ее проще изучить, нежели технику конькового хода; она более естественна и требует меньшей физической подготовки.

Техника конькового хода больше похожа на катание на коньках или на роликах. Чтобы двигаться, Вы должны отталкиваться краями лыж, а затем скользить. В этой технике отталкивание палками и развитие мускулатуры играет большую роль.


Классическая техника и коньковый ход на Олимпийских играх .

Новая техника конькового хода не всегда была популярной. Когда в 1970-х ей впервые начали пользоваться, сторонники традиционной техники выражали протест, так как новую технику они считали нечестной, заставляющей лыжников двигаться по неподготовленной трассе.

Организаторы соревнований даже предотвращали использование техники конькового хода, устанавливая по краям трассы специальные ограждения, такие как балки или сети. Тем не менее, популярность этого стиля продолжала расти, и в 1984 году Международная федерация лыжного спорта (МФЛ) узаконила этот стиль, и в 1988 году он был включен в программу Олимпийских игр. Теперь на Играх присутствовал и классический и свободный (лыжники сами выбирают технику катания) стили катания на дистанциях от 1,5 до 50 км.

Несмотря на то, что и классическая техника и техника конькового хода сейчас полностью признаны Олимпийскими видами спорта, оба стиля все еще вызывают споры. Недавно был разработан новый вид соревнований, объединяющий оба стиля. Такие соревнования проводятся в течение двух дней: в первый день участники должны пройти 15 км классическим стилем, а во второй - эту же дистанцию коньковым ходом.

Этот вид соревнований называется "гонка преследования", здесь расстояние между лыжниками на второй день соревнований определяется по результатам первого дня. Некоторые считают, что "гонка преследования" должна быть включена в программу Олимпийских игр. Однако из-за напряженного графика соревнований оба дня гонки предлагается объединить в один.

Спортсмены, пройдя половину трассы, должны будут быстро сменить лыжи и ботинки - считается, что это добавит новый элемент в спорт. Однако есть и противники таких нововведений. Они считают, что это может привести в замешательство зрителей, и суть соревнования будет заключаться лишь в том, кто быстрее сменит снаряжение, а не в умении спортсменов. Как бы то ни было, две техники: классика и коньковый ход определенно продолжают вносить разнообразие и состязательный момент в спорт, имеющий традиционное прошлое и современное будущее.

Различные виды классических и коньковых ходов представлены в Приложении 6.

Организация и судейство соревнований

Высокие результаты спортсменов определяет не только хорошая физическая подготовка, смазка и экипировка, но и хорошо подготовленная трасса . На ней не должно быть большого количества крутых подъемов, также слишком крутых с резкими поворотами спусков, поэтому место подготовки трассы должно выбираться тщательным образом. Сейчас на мировых соревнованиях используется искусственный снег, но на соревнованиях более низкого уровня лыжные трассы прокладываются в зимний, весенний период на настоящем естественном снегу.

Большой проблемой на мировых соревнованиях является то, что атлеты, стартующие в последних номерах, бегут по разбитой спортсменами, стартовавшими первыми, трассе. Из-за этого они показывают результаты, которые не дотягивают до пьедестала почета. Поэтому пласт снега, по которому бегут спортсмены, должен быть как можно плотнее.

Соревнования могут быть перенесены ввиду низкой температуры, сильного снегопада и тумана. Если соревнования начались, но условия не позволяют их дальше продолжать, то они могут быть отменены или перенесены с согласия лидеров или их представителей.

Непосредственное проведение соревнований возлагается на судейскую коллегию . Её состав определён «Правилам » с учетом масштаба и значимости каждого соревнования.

  • главный судья;
  • главный секретарь;
  • заместитель главного судьи по трассам - начальник трасс;
  • врач соревнований

В бригаду судей на старте включается стартер и его секретарь.

  • хронометрист;
  • секретарь хронометриста;
  • судья на финише;
  • секретарь судьи на финише;
  • судья - фиксатор финиша;
  • главный хронометрист.

Перед началом каждого крупного соревнования проводят собрание представителей команд, в повестку которого включают следующие вопросы:

  1. представление официальных лиц, судейской коллегии, членов жюри, технического делегата;
  2. описание лыжного стадиона - вход, маркировка лыж, старт, финиш, зона передачи эстафеты, выход;
  3. характеристика трассы - профиль, места для промежуточного хронометража, пункты питания, доступность, вопросы безопасности;
  4. время и трассы для тренировок;
  5. время, место и правила тестирования лыж;
  6. проверка заявок, в том числе разделение участников на группы;
  7. проведение жеребьёвки;
  8. прогноз погоды;
  9. общая информация от технического делегата и организатора соревнований.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа №55

Лыжи и лыжный спорт в нашей жизни

Мы научились кататься на лыжах, когда нам было по 7 лет. У нас в школе лыжная подготовка является обязательной частью уроков физкультуры зимой. Как только выпадает снег, в нашем посёлке Медведево маленьких и больших лыжников можно встретить на спортплощадке, в лесу. Нам стало любопытно, кто и когда изобрёл лыжи? Сколько видов лыж существует в современном мире? И зачем лыжи смазывают? Мы решили провести исследование. Мы научились кататься на лыжах, когда нам было по 7 лет. У нас в школе лыжная подготовка является обязательной частью уроков физкультуры зимой. Как только выпадает снег, в нашем посёлке Медведево маленьких и больших лыжников можно встретить на спортплощадке, в лесу. Нам стало любопытно, кто и когда изобрёл лыжи? Сколько видов лыж существует в современном мире? И зачем лыжи смазывают? Мы решили провести исследование.

Введение

Расширить область личных знаний по теме “Лыжи”.

  • Расширить область личных знаний по теме “Лыжи”.
  • Найти ответы на возникшие вопросы.
  • Определить опытным путём влияние лыжных мазей на скольжение.
  • Выяснить отношение детей к спорту.
  • Доказать ребятам на своём примере важность физкультуры и спорта в нашей жизни.

Цели исследования:

Собрать сведения из истории о лыжах.

  • Собрать сведения из истории о лыжах.
  • Узнать какие виды лыж бывают.
  • Выяснить влияние лыжных мазей на скольжение.
  • Научиться на практике подготавливать лыжи к катанию.

Задачи исследования:

Лыжи – это удивительное изобретение первобытного человека. Лыжи – это удивительное изобретение первобытного человека. В далекие исторические времена добывать пищу, передвигаться от одного поселения к другому зимой по глубокому снегу было очень трудно. Тогда человек обнаружил, что привязав к ногам две деревяшки особой формы, можно быстрее перемещаться по заснеженным полям и лесам. История лыж насчитывает несколько тысячелетий. Это подтверждают наскальные рисунки в пещерах Норвегии, сделанные около 7000 лет назад. Много веков спустя, лыжи стали использоваться армиями скандинавских стран, затем военными в России.

История возникновения лыж

Существует несколько видов лыж, все они предназначены для разных целей, имеют разную форму, длину, вес, используются в различных видах спорта.

С момента изобретения лыж, люди стремились улучшить их скольжение. С момента изобретения лыж, люди стремились улучшить их скольжение. В древние времена лыжи подбивались звериными шкурами. Такое покрытие обеспечивало хорошее скольжение вперед, не допуская при этом обратного проскальзывания. Со временем люди придумали смазывать лыжи воском и салом, при этом скольжение значительно улучшилось.

Лыжная мазь

В наше время никто не обрабатывает лыжи натуральными жирами, все пользуются специальными лыжными мазями. Современные мази подразделяются на два вида: смазки скольжения и смазки держания. Каждая лыжная мазь применима при определённой температуре воздуха.

Деревянные лыжи должны быть пропитаны специальной смолой, тогда они не промокают при катании в тёплые дни и снег к ним меньше прилипает.

  • Деревянные лыжи должны быть пропитаны специальной смолой, тогда они не промокают при катании в тёплые дни и снег к ним меньше прилипает.
  • Пластиковые лыжи хорошо скользят, но - в обе стороны. Поэтому для классического хода на центральную часть лыжи нужно накладывать смазку держания. На остальную поверхность смазку скольжения. При коньковом ходе всю поверхность лыж нужно покрывать смазкой скольжения.

Опытным путём нами установлено:

Данный набор Gounde pack для смазки лыж включает красную мазь для погоды (+1° – 0°), фиолетовую для (0° – 3°), синюю для (– 3° – 9°) и пробку-растирку. На практике в разную погоду я использовал все виды мази и выяснил: Данный набор Gounde pack для смазки лыж включает красную мазь для погоды (+1° – 0°), фиолетовую для (0° – 3°), синюю для (– 3° – 9°) и пробку-растирку. На практике в разную погоду я использовал все виды мази и выяснил:

  • Если лыжи проскальзывают при классическом ходе, нужно положить под колодку поверх старой более теплую мазь и растереть её пробкой.
  • Если лыжи едут плохо или совсем не едут, значит мазь была выбрана неправильно и не соответствует температуре воздуха. Нужно старую мазь убрать скребком и наложить новую.
Лыжи - очень нужный и полезный вид спорта. Ходьба на лыжах укрепляет организм, развивает выносливость, силу и ловкость.
  • Лыжи - очень нужный и полезный вид спорта. Ходьба на лыжах укрепляет организм, развивает выносливость, силу и ловкость.
  • Людям любого возраста лыжный спорт обеспечивает бодрость и жизнерадостность, восстанавливает хороший сон и аппетит.
  • Катаясь на лыжах, люди учатся преодолевать трудности, закаляют свой характер, это особенно важно для детей.

Лыжи и здоровье

Спорт в моей жизни Занятия в спортивной секции Участие в районных соревнованиях Лыжные гонки на призы Г.Ф.Ильина II место Участие в районных соревнованиях Лыжня России – 2018 II место Спорт в моей семье Яковлев Иван Александрович Бояринцева Галина Егоровна Мои достижения Лыжи – это удивительное изобретение первобытного человека.
  • Лыжи – это удивительное изобретение первобытного человека.
  • В современном мире насчитывается более пяти разновидностей лыж используемых для различных целей и в различных видах спорта.
  • Для улучшения скольжения лыж необходимо правильно использовать специальные лыжные смазки.
  • Ходьба на лыжах укрепляет здоровье.

Значение проекта Нам хотелось бы, чтобы наш личный пример увлёк одноклассников, чтобы они наглядно увидели, что достигнуть заметных результатов и в спорте, и в учёбе, нельзя случайно.

Яковлев Александр, ученик 7 класса

Руководитель – Белкова Валентина Ивановна, учитель физической культуры

Ресурсы:

  • 1. Журнал “Лыжный спорт”;
  • 2. Свободная энциклопедия Википедия (Интернет сайт).
  • Физическая культура 8-9 классы Авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Лыжная подготовка составляет важную часть общей физической подготовки школьников. На учебных занятиях по лыжной подготовке в учебных заведениях, на лыжной прогулке и в походе, на тренировках и в соревнованиях по лыжам у учащихся воспитываются необходимые физические качества – выносливость, сила, ловкость, быстрота, координация движений, а также морально-волевые качества – смелость, настойчивость, решительность, выдержка и т.д. Учащиеся получают сведения по теории лыжного спорта, приобретают практические навыки передвижения на лыжах, выполняют контрольные упражнения. Оздоровительное значение лыжного спорта объясняется благоприятной гигиенической обстановкой занятий, вовлечением в активную двигательную деятельность всех основных мышц, интенсивной работой органов дыхания, кровообращения. Лыжные прогулки – прекрасное средство активного отдыха. Пребывание на свежем воздухе закаляет организм, повышает его устойчивость к простудным заболеваниям. Лыжные оздоровительные прогулки доступны людям всех возрастов. Лыжи, кроме чисто спортивных целей, имеют и большое прикладное значение. Их используют как средство передвижения в труднодоступной местности охотники, геологи, полярники, военнослужащие.

3 слайд

Описание слайда:

История лыжного вида спорта Во всем мире лыжи стали одним из самых популярных видов зимнего спорта. Нет более демократичного, доступного, столь тесно связанного с природой и так полезного для человека вида спорта. Появление лыж было обусловлено потребностью человека добывать на охоте пищу зимой и передвигаться по местности, занесенной снегом. Лыжи появились повсеместно, где жил человек в условиях снежной зимы. Первые лыжи были ступающие. Одна из последних находок (А.М.Микляев, 1982г.) обнаружена на территории Псковской области. По заключению специалистов, эта лыжа является одной из самых древних - сделана около 4300 лет назад. Первые письменные документы о применении скользящих лыж относятся к VI-VII в.в. н. э. Готский монах Жорданес в 552г., греческие историки Иордан в VI в., Авел Диакон в 770г. описывают использование лапландцами и финнами лыж в быту и на охоте. В конце VIIв. Историк Верефрид дал подробное описание лыж и их использование народами Севера на охоте за зверем. Король Норвегии Олаф Тругвассон по записям 925г. представлен хорошим лыжником. В 960г. лыжи упоминаются как принадлежность для обучения придворных норвежских сановников. Первое употребление слова "лыжи" на Руси относится к XIIв. Митрополит Никифор в письме к киевскому князю Владимиру Мономаху употребляет слово "лыжи«. Народный эпос северных стран часто представлял богов на лыжах, что считалось одним из главных достоинств, например, норвежский бог лыж и охоты Улл. Вынужденная потребность первобытного человека в изобретении и применении лыж зимой для добычи пищи в дальнейшем явилось основой для их широкого развития. Кроме бытовых нужд и охоты лыжи стали использовать как средство связи и в военном деле. В Никоновской летописи за 1444г. описывается успешный поход московской лыжной рати на защиту Рязани от татарского царевича Мустафы из Золотой Орды. Лыжи использовались в армиях ПетраI и ЕкатериныII. В седую древность веков уходят корни народных потех, забав, игрищ, развлечений на лыжах, в том числе с элементами соревнований. Впервые интерес к лыжам как к спорту проявили норвежцы. В 1733г. Ганс Эмахузен издал первое наставление по лыжной подготовке войск с явно спортивным уклоном. В 1767г. были проведены первые соревнования по всем видам лыжного спорта (по современным понятиям): биатлону, слалому, скоростному спуску и гонкам. Первая в мире выставка различных типов лыж и лыжного инвентаря была открыта в Тронхейме, в 1862-1863г.г. В 1877г. в Норвегии организовано первое лыжное спортивное общество, вскоре в Финляндии открыли спортивный клуб. Затем лыжные клубы начали функционировать и в других странах Европы, Азии и Америки.

4 слайд

Описание слайда:

Росла популярность лыжных праздников в Норвегии - Холменколленские игры (с 1883г.), Финляндии - Лахтинские игры (с 1922г.), Швеции - массовая лыжная гонка "Васалоппет" (с 1922г). В конце XIXв. соревнования по лыжному спорту стали проводиться во всех странах мира. Лыжная специализация в разных странах была различной. В Норвегии большое развитие получили гонки на пересеченной местности, прыжки и двоеборье. В Швеции - гонки на пересеченной местности. В Финляндии и России - гонки по равнинной местности. В США развитию лыжного спорта способствовали скандинавские переселенцы. В Японии лыжный спорт под влиянием австрийских тренеров получил горнолыжное направление. В 1910г. в Осло состоялся международный лыжный конгресс с участием 10 стран. На нем была создана Международная лыжная комиссия, реорганизованная в 1924г. в Международную лыжную Федерацию. Во второй половине XIX столетия в России начало развиваться организованное спортивное движение. 29 декабря 1895г. в Москве на территории нынешнего стадиона Юных пионеров состоялось торжественное открытие первой в стране руководящей развитием лыж организации - Московский клуб лыжников. Эту официальную дату и принято считать днем рождения лыжного спорта в нашей стране. Кроме Московского клуба лыжников в 1901г. было создано Общество любителей лыжного спорта, а в 1910г. - Сокольнический кружок лыжников. По аналогии с московским в 1897г. создается клуб лыжников "Полярная звезда" в Петербурге. В те годы лыжный спорт в Москве культивировался в зимнее время еще в 11 клубах, в Петербурге в 8 клубах по другим видам спорта. В 1910г. лыжные клубы г.Москвы объединились в Московскую лигу лыжебежцев. Лига осуществляла общественное руководство лыжным спортом не только в Москве, но и в других городах России. В течение лыжного сезона 1909-1910г.г. в Москве было проведено рекордное количество соревнований - восемнадцать, в которых выступало 100 участников. 7 февраля 1910г. 12 лыжников от Москвы и от Петербурга разыграли первый личный чемпионат страны в лыжной гонке на 30 км. Звание первого лыжебежца России было присвоено Павлу Бычкову. Первое первенство страны среди женщин было разыграно в 1921 году, на дистанции 3 км победила Наталья Кузнецова. На международных соревнованиях сильнейшие российские лыжники, чемпионы страны Павел Бычков и Александр Немухин впервые участвовали в 1913г. в Швеции на "Северных играх". Лыжебежцы соревновались на трех дистанциях - 30, 60 и 90км. Выступили неудачно, но извлекли много полезных уроков по технике передвижения на лыжах, смазке лыж, конструкции инвентаря. До начало первой мировой войны было проведено 5 чемпионатов России.

5 слайд

Описание слайда:

Экипировка лыжника При выборе лыж надо учитывать их гибкость, легкость, прочность. Две лыжи, сложенные скользящими поверхностями, должны иметь весовой прогиб в 5-7 см в области грузовой площадки. Их длина должна соответствовать росту и весу лыжника. Самый простой и доступный способ ее определения таков: лыжу ставят впереди скользящей поверхностью от себя, поднимают прямую руку вверх – носковой прогиб должен касаться ладони поднятой руки. Лыжные палки изготавливают из дюралюминиевых или стальных трубок, а в последнее время из стеклопластика. Чтобы правильно подобрать палки, надо поставить их на жесткую опору: ручка должна доходить до плечевого сустава. Ботинки на лыжах зажимаются специальными креплениями. Самые удобные и надежные – жесткие рантовые. Одежда лыжника должна быть теплой, легкой и не стеснять движений: лыжный костюм или шерстяной свитер и брюки, куртка из ветрозащитной ткани, спортивная шапочка, шерстяные варежки. Обувь также должна быть легкой, с прочной подошвой и широким передним рантом, на один размер больше повседневной, чтобы можно было надеть шерстной носок.

6 слайд

Описание слайда:

Основная направленность Классы 5 6 7 8 9 На освоение техники лыжных ходов Попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ходы. Подъем «полуелочкой». Торможение «плугом». Повороты переступанием. Прохождение дистанции Одновременный двухшажный и бесшажный ходы. Подъем «елочкой». Торможение и поворот упором. Прохождение дистанции. Игры: «Остановка рывком», «Эстафета с передачей палочки», «С горки на горку» и др. Одновременный одношажный ход. Подъем в гору скользящим шагом. Преодоление бугров и впадин при спуске с горы. Поворот на месте махом. Прохождение дистанции. Игры: «Гонки с преследованием», «Гонки с выбыванием», «Карельская гонка» и др. Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Коньковый ход. Торможение и поворот «плугом». Прохождение дистанции. Игры: «Гонки с выбыванием», «Как по часам», «Биатлон» Попеременный четырехшажный ход. Переход с одновременных ходов на попеременные. Преодоление контруклона. Прохождение дистанции до. Горнолыжная эстафета с преодолением препятствий и др. На знания физической культуры Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашнего заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах

7 слайд

Описание слайда:

Попеременный двухшажный ход. Этот ход применяется на равнине и пологих подъемах. В цикл движений входят два скользящих шага и сопровождающие их толчки разноименными палками. Отталкивание ногой является ведущим в скользящем шаге. Для субъективной оценки четкости отталкивания ногой может быть ощущение отталкивания «через большой палец стопы», что особенно хорошо воспроизводится и имитации скользящего шага на месте и в движении. В то время когда лыжник начинает отталкивание одной ногой, другая выполняет маховое движение. Маховое движение ногой неразрывно связано с отталкиванием другой ногой. После окончания отталкивания нога поднимается над лыжней на 25-30 см. Грубейшей ошибкой при выполнении махового движения является двухопорное скольжение. Эта ошибка отрицательно влияет на эффективность отталкивания ногой и махового движения. Отталкивание рукой является одним из важнейших элементов в попеременном двухшажном ходе. Правильное выполнение отталкивания рукой позволяет поддержать и увеличить скорость. Постановка лыжной палки на опору происходит после окончания свободного скольжения и осуществляется несколько согнутой (135-140) в локтевом суставе руки. Распространенной ошибкой является сгибание руки в локтевом в момент начала отталкивания. Не следует отбрасывать руку после окончания отталкивания назад-вверх. Это приводит к увеличению давления на скользящую лыжу и потери скорости передвижения. Необходимо помнить, что работа рук осуществляется строго вперед-назад. Любое отклонение в сторону в момент постановки или при отталкивании приводит к лишней трате энергии, направленной на формирование боковых (ненужных) составляющих отталкивания рукой. Маховое движение рукой осуществляется из крайнего заднего положения практически выпрямленной в локтевой суставе рукой. Вынос руки производится вдоль тела. Кисть руки должна проходить рядом с бедром. Рука выносится до уровня глаз. Работа рук и ног в скользящем шаге взаимосвязана.

8 слайд

Описание слайда:

Одновременный бесшажный ход. Этот ход получил широкое применение в условиях передвижения по равнине на хорошо подготовленной твердой лыжне. Передвижение бесшажным ходом на лыжах осуществляется только за счет отталкивания палками, без использования скользящего шага. Высокая скорость передвижения поддерживается за счет мощного отталкивания руками или за счет частоты движений (толчков). Постановка лыжных палок на снег выполняется резким ударным движением. Такой «удар» с последующим созданием жесткой системы руки – туловище снижает давление на лыжи, что уменьшает силу трения лыж о снег и тем самым способствует увеличению скорости скольжения. Следует стремиться к энергичному давлению на палки. В конце отталкивания руки выпрямляются полностью и составляют прямую линию с палками. После отталкивания руками ноги остаются слегка согнутыми в коленных суставах. Если лыжные палки выносятся кольцами далеко вперед-вверх, то в этом случае происходит как бы «натыкание» на лыжные палки, что заметно снижает общую скорость передвижения. Для того, чтобы избежать этой ошибки, необходимо приучиться выносить палки вперед, удерживая их за рукоятки плотно всей кистью, не допуская при этом выноса палок кольцами вперед. «Проваливание» плеч между рукоятками палок в начале отталкивания следует отнести к наиболее грубым ошибкам. Причиной его является широко разведенные в момент постановки палок на снег. Очень важно в совершенстве научиться отталкиваться одновременно двумя руками, так как правильное мощное отталкивание – основа эффективности передвижения.

9 слайд

Описание слайда:

Подъем «полуелочкой». Этот способ используется при некрутых склонах. Используют его при подъеме наискось склона. У поднимающегося на некрутой склон одна лыжа продвигается вперед прямо, а другая отводится носком наружу и ставиться на внутреннее ребро.

10 слайд

Описание слайда:

Торможение плугом Применяется при прямых спусках и позволяет одновременно тормозить обеими лыжами. Для этого задники лыж нужно развести в стороны, носки соединить. Наружные ребра лыж приподнять, а внутренние несколько нагрузить. Лыжник чуть уменьшает наклон туловища, затем отклоняется назад, чтобы при торможении не упасть вперед. Руки с палками немного вытянуты вперед, кисти сближены. Разведение лыж осуществляется плавным давлением каблуков ботинок наружу. Угол разведения лыж и крутизна кантования зависят от скорости лыжника на спуске, характера снежного покрова, торможения.

11 слайд

Описание слайда:

Одновременный двухшажный ход Этот способ передвижения на лыжах используются на пологих спусках. После сильного толчка руками следует скольжение на обеих лыжах, поставленных параллельно. Затем – два шага с выносом палок вперед. Одновременно с отталкиванием палками ноги ставят опять параллельно друг другу и скользят по инерции.

12 слайд

Описание слайда:

Торможение и поворот упором Торможение упором Тяжесть тела сосредоточена на верхней лыже, скользящей на внешнем ребре. Нижняя лыжа, загруженная от тяжести тела и поставленная под уклоном к направлению движения, «прочесывает» своим внутреннем ребром поверхность снега, создавая торможение. Поворот «упором» При выдвижении тормозящей лыжи вперед и большей загрузке ее тяжестью тела происходит поворот.

13 слайд

Описание слайда:

Подъем елочкой При подъеме в гору часто пользуются способом «елочкой». Этот способ применяется при подъеме в гору в прямом направлении. Носки лыж должны быть разведены, а сами лыжи поставлены на внутренние ребра так, чтобы не проскальзывали. Задние концы лыж не должны перекрещиваться. Палками нужно энергично отталкиваться позади себя. Ни в коем случае при подъеме нельзя опираться на палки перед собой: если лыжи соскользнут назад, можно неожиданно для себя упасть, так как позади не будет опоры. С увеличение крутизны склона носки лыж разводятся еще шире, а сами лыжи еще больше ставятся на ребро, увеличивается и опора на палки.

14 слайд

Описание слайда:

Одновременный одношажный ход Этот способ передвижения на ровных участках трассы наиболее распространен. Передвижение одновременным одношажным ходом происходит за счет мощного отталкивания ногой и как бы продолженного затем отталкивания руками. Для того, чтобы отталкивания было сильным и мощным, необходимо полностью перенести тяжесть тела на толчковую ногу, освободив при этом вторую – маховую ногу. Только при этом условии можно добиться высокой эффективности толчка ногой. Основное внимание уделяется умению согласованно выносить руки с палками вперед. Если отталкивание ногой сопровождается хорошим маховым выносом рук, то это значительно увеличивает силу толчка и эффективность хода в целом.

15 слайд

Описание слайда:

Преодоление бугров и впадин Приближаясь к бугру, надо чуть приподняться и в момент наезда на него сгруппироваться, а миновав его, снова выпрямиться. Иной порядок движения при преодолении впадин. Подъезжая к ней, лыжник приседает, проезжая – выпрямляет ноги, в момент выхода из впадины вновь приседает.

16 слайд

Описание слайда:

Одновременный одношажный ход. Скоростной (стартовый) вариант. Этот вариант отличается от изученного раннее тем, что, завершив толчок руками и выпрямившись при скольжении на двух лыжах, лыжник начинает отталкивание ногой и вынос рук вперед. Эти действия происходят одновременно, то есть окончание толчка ногой совпадает с окончанием выноса рук. Далее следует свободное скольжение, которое заканчивается постановкой палок. Палки ставятся на снег под острым углом, и сразу же с одновременным активным наклоном туловища вперед начинается отталкивание ими. Частота шага в скоростном варианте на 20 – 30% больше, чем в основном.

17 слайд

Описание слайда:

Коньковый ход. За последние годы передвижения на лыжах коньковым ходом получило широкое распространение. Применять этот ход можно не на каждой трассе. Дистанция для конькового хода должна быть подготовлена специально. Ширина трассы не менее 2,5 м, она должна быть плотно укатана. Особые требования коньковый ход предъявляет и к лыжному инвентарю. Лыжи должны быть на 10-15 см короче, которые соответствуют росту лыжника, а палки же, наоборот, на 5-10 см длиннее. Основное отличие конькового хода от классического хода в том, что отталкивание производится скользящим упором. Сначала нужно научиться делать толчок ребром лыжи. Для этого можно использовать подводящие упражнения, которые выполняют без палок. Поворот переступанием после спуска в правую и левую сторону, затем на равнине поворот переступанием по кругу; Поочередные отталкивания ногами с внутреннего ребра лыжи при спуске, затем на равнине. После освоения отталкивания скользящим упором нужно научиться переносить массу тела с ноги на ногу, выполняя следующие упражнения Поочередно отталкивание ногами с внутренного ребра лыжи при спуске (затем на равнине), но с подведением толчковой ноги к опорной (без палок); Передвижение коньковым ходом с одной палкой (со спуска, на равнине).

18 слайд

Описание слайда:

После этого переходят к освоению согласования работы рук и ног, применяя такие упражнения; Передвижение коньковым ходом без палок с попеременной работой рук (со спуска и на равнине). При выполнении упражнения массу тела с ноги на ногу переносят постепенно; Передвижение одновременным двухшажном коньковым ходом (сначала со спуска, затем на равнине и в подъем). При этом палки ставят на снег равномерно: вначале ставят на снег палку, одноименную толчковой ноге. Применяют два варианта конькового хода. Первый – с двусторонним отталкиванием лыжами назад – в сторону. На ровных участках после каждого толчка ногой лыжник еще отталкивается одновременно двумя руками, при небольших подъемах – попеременно одной и другой рукой. Второй вариант – с односторонним отталкиванием ногой и одновременным толчком обеих рук. Через некоторое время лыжник обычно производит смену толчковой ноги.

19 слайд

Описание слайда:

Вначале нужно научиться скользить на лыжах без палок, попеременно отталкиваясь внутренними ребрами лыж. Отталкиваться надо сначала несильно, потом все сильнее. Важно добиться четкого переноса тяжести тела с ноги на ногу. Затем к толчкам ног добавляют одновременно отталкивания палками. В заключении разучивается коньковый ход с попеременным отталкиванием палками. Следует запомнить, чем острее угол между толчковой и скользящей лыжами, тем выше скорость. Идеальный коньковый ход – это бег на почти параллельных лыжах. Технику конькового хода следует отрабатывать на невысоких скоростях. Только почувствовав до конца координацию движений рук и ног, можно увеличивать скорость. Для того чтобы овладеть коньковым ходом, нужно развивать гибкость, силовую выносливость и другие физические качества.

20 слайд

Описание слайда:

Поворот «плугом» Применяется в тех случаях, когда надо круто изменить направление, а место поворота ограничено (довольно глубокий снег), и надо сбавить скорость. Этот поворот выполняемый по принципу руления лыжами, начинается с разведения в стороны пяток лыж, переноса тяжести тела на внешнюю лыжу и при необходимости также активного вращения туловища в направлении поворота лыж. При повороте от склона до пересечения линии спада внутренняя по отношению к дуге поворота, нижняя по положению на склоне лыжа становится на ребро круче, чем внешняя (верхняя) лыжа. Это делается для того, чтобы внутренняя лыжа не соскальзывала в сторону от направления дуги поворота, а внешняя более легко и быстро, чем внутренняя, проскальзывала по дуге поворота. После пересечения линии спада положение лыж на ребрах меняется.

21 слайд

Описание слайда:

Попеременный четырехшажный ход Он сложен по ритму, согласованию рук и ног (на два отталкивания руками – четыре шага). С шагом левой и толчком правой ноги вперед выносится левая палка концом назад. С шагом правой ноги вперед выносится левая палка кольцом назад, а правая палка – кольцом вперед. Скольжение на правой ноге, левая палка выносится кольцом вперед. С третьим шагом. (левой ноги) правая палка ставится на снег и начинается отталкивание ею. Заканчивается толчок правой рукой. С четвертым шагом правой ноги левая палка ставится на снег и выполняется отталкивание левой ногой, заканчивается толчок левой рукой.

22 слайд

Описание слайда:

Переход с попеременных ходов на одновременные Переход без шага. После окончания толчка левой ногой учащийся скользит на правой, левая вынесена вперед, быстрым движением правая рука догоняет левую, обе палки ставятся на снег одновременно, и ими осуществляется отталкивание. Переход через шаг. Учащийся выполняет его на протяжении одного шага. Закончив толчок левой ногой, он скользит на правой, левая рука вперед, кольцо палки посылается от себя. Во время скольжения на правой ноге одноименная рука выносится вперед. После окончания скольжения начинается толчок правой ногой, во время которого и при переходе к скольжению на левой ноге обе палки подготавливаются для постановки на снег, чтобы выполнить толчок обеими руками одновременно. С постановкой палок на снег выполняется одновременный толчок руками, и правая нога приставляется к опорной. Переход через два шага выполняется на протяжении первых двух скользящих шагов. После завершения толчка левой ногой лыжник скользит на правой, с вынесением вперед левой рукой, правая рука также выносится вперед, но кольцо остается сзади. За время отталкивания правой ногой и скольжения на левой лыжник готовит для постановки на снег обе палки. С начала толчка левой ногой обе палки ставятся на снег от себя и затем переходят в удобное для начала толчка руками положения. Выполняется отталкивание двумя руками, и левая нога приставляется к опорной.

23 слайд

Описание слайда:

Основная направленность Классы 10 11 На освоение техники лыжных ходов Переход с одновременных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и препятствий. Прохождение дистанции до 5 км (девушки) и до 6 км (юноши) Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил на дистанции, лидирование, обгон, финиширование и др. прохождение дистанции до 5 км (девушки) и до 8 км (юноши) На знания о физической культуре Правила проведения самостоятельных занятий. Особенности физической подготовки лыжника. Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях

Обзор московских спортивных детских школ, которые готовят лыжников-гонщиков, биатлонистов и даже ачери-биатлонистов, подготовленный корреспондентом газеты "КоммерсантЪ-Спорт" Евгением Денисовым.
Места, где можно по-настоящему встать на лыжи и взять палки в руки.

Занятия лыжным спортом – незаменимое средство для физического совершенствования подрастающего поколения. Поэтому ничего удивительного, что многие родители желают поставить своих чад на беговые лыжи. Спортивные школы Москвы, в которых они могут это сделать, обошел корреспондент "Ъ-Спорта" Евгений Денисов.

Школы для всех

Судьба лыжного спорта в России непроста. Он не входит в число так называемых элитных видов спорта, как, например, футбол, хоккей или теннис, а значит, вынужден довольствоваться крайне скудной государственной подпиткой. В борьбе за сердца подрастающего поколения ему приходится выдерживать острую конкуренцию со стороны различного рода экзотики, как то: тайский бокс, сквош, хитбол, керлинг и т. д. (занятия которыми, кстати, стоят немалых денег, в то время как лыжные секции все еще остаются бесплатными). Наконец, череда допинговых скандалов, в последние годы изрядно подсбившая отечественную лыжню, также вроде бы не должна способствовать его популяризации в России. Однако... Как говорят директора многих московских лыжных школ, поток желающих записаться в секции из года в год не только не ослабевает – что было бы вполне логично, учитывая сложившуюся ситуацию,– а возрастает, хотя и невысокими темпами. Специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР) готовы принять в свои ряды всех, кто хочет заниматься лыжами, и, что важно, без предварительного отбора. Это в советские времена попасть в СДЮШОР было довольно сложно: в лучшие секции страны попадали только самые способные ученики обычных ДЮСШ (детско-юношеских спортивных школ). Сейчас эта система комплектования уже не действует – очевидно, по причине скромных возможностей школьных бюджетов, больше не тянущих расходы на поиски талантов по всей стране. Даже самые сильные на сегодняшний момент лыжные СДЮШОР России – "Планерная", "Бабушкино" и СДЮШОР #111 (Зеленоград) – берут детей, что называется, с улицы, в том числе и ни разу не стоявших на лыжах. Впрочем, конечно, это не исключает возможность приглашения одаренных учеников из других школ.

Через тернии – на лыжах

9-10 лет – идеальный возраст для начала занятий в лыжной секции. Впрочем, при должной предварительной физической подготовке в школу можно прийти и позже, однако, как показывает практика, московским детям в силу неблаготворной для здоровья обстановки столичного мегаполиса занятия лучше начинать пораньше. Запоздалое поступление в СДЮШОР не будет также иметь большого значения, если приоритетной задачей является не профессиональная карьера, а, скажем, хорошее физическое состояние. Ведь, как известно, лыжи благотворно влияют на работу сердца, укрепляют мышечную ткань, дыхательную и нервную системы, а также развивают координацию движений. Родителям, готовящимся отдать свое чадо в лыжную школу, прежде всего необходимо знать, что это возможно только при отсутствии у него соответствующих медицинских противопоказаний. Для этого необходимо сводить его к врачу, который и должен дать ответ на вопрос, можно ли ребенку попробовать себя на лыжах или нет. Если здоровье никак этому не препятствует, то с зачислением в секцию трудностей не возникнет. Однако успешное начало вовсе не означает, что и в дальнейшем хлопоты, связанные с пребыванием начинающего лыжника в секции, будут обходить заботливых родителей стороной. Одной из важнейших проблем, сопровождающих обучение, является обеспечение юниоров необходимым инвентарем. Недостаточное финансирование позволяет СДЮШОР покупать снаряжение только для наиболее талантливых учеников, уже добившихся определенных успехов в своих возрастных категориях. Новичкам же на казенные две пары лыж и палок (для классического и свободного стиля), ботинки, крепления, специальный костюм, шапочку и т. д. обычно рассчитывать не приходится. Правда, в некоторых школах, как, например, в СДЮШОР "Бабушкино", новобранцы получают всю необходимую экипировку, однако, вполне подходящая для тренировок, уровню даже внутришкольных соревнований она уже не соответствует. Все расходы на качественный инвентарь (за редкими исключениями) покрываются из семейного бюджета. Стоимость полного комплекта снаряжения в столичных магазинах может колебаться от $500 до $1500, причем раз в один-два года его необходимо частично обновлять. К слову, инвентарь не единственное, за что придется платить родителям. Периодически СДЮШОР может проводить длительные сборы на удаленных базах, и далеко не всех учеников она везет туда за свой счет. Тем, чьи отпрыски в число счастливчиков не попадут, придется выделить еще $350 – столько составляет цена обычного трехнедельного сбора.

Путь юниора

Уже в первый год обучения ученику СДЮШОР предстоит заниматься два-три раза в неделю, во второй – три-четыре, в третий – четыре-пять и т. д. К последнему году обучения, когда молодому спортсмену уже 16-17 лет, возможен вариант и с шестью занятиями в неделю, особенно если он подает большие надежды. Кстати, закончить обучение позволяют всем ученикам независимо от степени их одаренности – разумеется, при условии соблюдения режима. Однако личные показатели играют большую роль, когда после окончания школы встает вопрос о продолжении карьеры. В училища олимпийского резерва – следующий после СДЮШОР этап подготовки – берут только самых талантливых выпускников, по большей части кандидатов в мастера спорта и выше. Немаловажную роль при поступлении играет и общее образование – помимо физнормативов абитуриенты должны сдать биологию и русский язык. В рейтинге российских школ, готовящих наибольшее количество перворазрядников и обладателей различных званий, не имеет себе равных СДЮШОР "Бабушкино", ежегодно выпускающая 10-15 кандидатов в мастера спорта и одного-двух мастеров спорта. 27 воспитанников этой школы в течение последних 10 лет стали мастерами спорта и мастерами спорта международного класса. Среди них член олимпийской сборной России на Играх в Альбервиле Татьяна Подмазо. Практически все лучшие бабушкинцы работали в группе заслуженного тренера России Андрея Бояринова. Говоря о тренировочных базах, где готовятся спортсмены, приходится признать, что Москва в этом отношении – не самый лучший город. Поэтому многие школы хотя и базируются в столице, но предпочитают готовить лыжников на ее окраинах или в Подмосковье – в Тушине, Митине, Красногорске, Зеленограде, Химках и т. д. Иногда подготовка спортсменов может переместиться и за пределы Московской области – например, на базы Мурманска или Пскова, куда, скажем, выезжает "Планерная". Летом в школе практикуются выезды в Воронеж, Остров, Калугу и другие города, где есть подходящие лыжероллерные трассы. Ученикам, показывающим на тренировках хорошие результаты, СДЮШОР предоставляет возможность попробовать свои силы в различных турнирах. Прежде всего это юниорское первенство Москвы, на котором соревнуются лучшие воспитанники столичных лыжных школ. В свою очередь, лучшие из них попадают в сборную Москвы – команду, которая через турниры "Юта-Москва", проводящиеся два раза в год, имеет выход на международную арену. Кроме того, проявить себя на межнациональном уровне юниоры могут на ежегодных Европейских играх, на которые со всей России отбираются всего шесть человек – трое юношей и три девушки. Вершиной спортивной карьеры ученика СДЮШОР может стать участие в чемпионате мира среди юниоров. Последний такой чемпионат проводился в феврале нынешнего года в Норвегии. Сборная России, за которую выступала воспитанница зеленоградской школы Анна Слепова, смогла завоевать на нем золотую и серебряную медали в индивидуальной гонке на 5 км. А четыре года назад верхней ступени пьедестала на юниорском первенстве добилась еще одна москвичка – Екатерина Счастливая, тренировавшаяся в СДЮШОР "Бабушкино".

На лыжню – с луками и винтовками

Некоторые московские СДЮШОР помимо лыжников готовят и биатлонистов. Самая большая московская школа биатлона "Тушино" набирает учеников в основном девятилетнего возраста. Медицинские требования к юношам и девушкам, готовящимся записаться в школу, такие же, как и в лыжных СДЮШОР. Что касается мест тренировок, то, как говорят в школе "Тушино", полноценные занятия ни в Москве, ни в области проводить невозможно: нет профессиональных стрельбищ. Поэтому в школе практикуются частые сборы на базе в Тверской области, располагающей подходящими полигонами. В последние годы ученики этой школы не раз становились призерами различных российских и международных турниров. Самого большого успеха добился Алексей Прокунин, который помимо званий чемпиона и обладателя Кубка России в 1998 году завоевал золото чемпионата мира – все в юниорской категории. Для любителей экзотики в столице имеются секции ачери-биатлона, в котором вместо винтовок используются луки. Один из центров подготовки лыжников-лучников есть в СДЮШОР "Бабушкино", воспитанник которой Петр Салов является чемпионом мира опять-таки среди юниоров.