Wada что за организация. Всемирное антидопинговое агентство. World Anti-Doping Agency WADA. Работа агентства регламентируется несколькими документами

Ноябрь 17, 2011

Развитие спорта в последние десятилетия породило еще одну значимую проблему, без эффективного решения которой добиться честной конкуренции в соревновательной деятельности не представляется возможным. Эта проблема заключается в применении допинговых препаратов и методов, которые, с одной стороны, оказывают негативное влияние на организм спортсмена, с другой – ставят под сомнение честность и справедливость спортивной борьбы, а, стало быть, и результат соревнования.

Как показала многолетняя соревновательная практика, решить проблему допинга силами отдельных спортивных организаций и федераций нельзя; здесь нужны объединенные усилия всего международного спортивного сообщества, требуется правовая база и особые контрольные органы с определенными правами и полномочиями.

Для обоснования этого положения обратимся к фактам. Допингом, как средством увеличения мощности и выносливости организма, спортсмены пользовались с глубокой древности. Античные греческие атлеты, как известно, использовали специальные добавки к пище и микстуры для стимулирования мышечной и мозговой активности. Стрихнин, кофеин, кокаин и алкоголь часто использовались велосипедистами и марафонцами в XIX столетии. Томас Хикс бежал к победе на Олимпийском марафоне 1904 г. в Сент-Луисе, принимая по ходу трассы смесь из сырых яиц, стрихнина и бренди. В тот же период обычным стало применение допинга для скаковых лошадей. Стремясь одержать победу любой ценой и получить крупные суммы на ипподромных тотализаторах, владельцы лошадей и жокеи добавляли в пищу и кровь скакунов стимулирующие вещества, стараясь повысить скорость их бега.

К началу 1920-х гг. допинг стал быстро распространяться в среде спортсменов и уже тогда отдельные органы управления спортом стали осознавать необходимость правового регулирования этого процесса. В 1928 г. Международная любительская федерация (IAAF) впервые выступила с инициативой запрещения допинга в виде стимулирующих веществ. Многие федерации последовали примеру IAAF, однако эти ограничения оказались малопродуктивными в связи с тем, что не было выработано механизма отбора проб и проведения допинг-контроля.

Тем временем проблема допинга в спортивной среде все более обострялась. В 1930-х годах были синтезированы первые искусственные гормоны, которые открыли возможность управлять обменом веществ в организме человека. Часть спортсменов и тренеров стала экспериментировать с гормонами, пытаясь с их помощью увеличить мышечную массу, силу и выносливость. Несовершенство первых препаратов и методик привело к тому, что многие спортсмены, применявшие допинг, подорвали свое здоровье. Не обошлось и без летальных исходов. Так, на Олимпиаде 1960 г. в Риме прямо на трассе скончался датский велогонщик Нуд Энемарк Йенсен, в крови которого были впоследствии обнаружены следы амфитамина. Спустя семь лет трагический случай со смертельным исходом на трассе повторился. На этот раз жертвой допинга стал велосипедист Том Симпсон, который скончался в ходе гонки Тур де Франс.

Тяжелые последствия применения допинга активизировали работу многих авторитетных спортивных организаций по выработке тестов и процедур допинг-контроля. В 1966 г. Союз велосипедистов (UCI) и Международная федерация футбола (FIFA) первыми среди прочих федераций стали осуществлять допинг-контроль на мировых чемпионатах. А в следующем, 1967 году, Международный Олимпийский комитет образовывает Медицинскую комиссию и публикует первый список запрещенных препаратов. Впервые допинг-контроль стал проводиться на Зимних Олимпийских играх в Гренобле и Олимпийских играх в Мексике в 1968 г.

Большинство Международных спортивных федераций стало осуществлять допинг-контроль к 1970-м годам. Использование анаболических стероидов становилось к тому времени все более распространенным явлением, так как отсутствовали методы надежного обнаружения этих веществ в организме спортсменов. Достоверный метод идентификации стероидов был представлен в МОК в 1974 г., а в 1976 г. МОК внес анаболические стероиды в список запрещенных препаратов. Это повлекло за собой волну громких скандалов и дисквалификаций, так как выяснилось, что многие именитые спортсмены регулярно пользовались анаболическими стероидами. Особенно это было характерно для метателей ядра и тяжелоатлетов. Однако не оставались в стороне и представители других видов спорта.

Наиболее известный случай применения стероидов касается спринтера Бена Джонсона, победившего на 100-метровой дистанции на Олимпиаде в Сеуле (1988 г.) с рекордным временем – 9,79 секунды. Проба, взятая у Джонсона, дала положительный результат – в крови атлета был обнаружен станозол – препарат, относящийся к классу анаболических стероидов. В результате Джонсон был дисквалифицирован и лишен титула чемпиона.

По мере того, как борьба с применением анаболических стероидов принимала все больший размах, поиск возможных допингов стал перемещаться в новое русло. Для повышения мощности организма спортсменами стали применяться трансфузии , то есть переливания собственной крови с повышенным содержанием в ней гемоглобина. Атлетами было замечено, что при тренировках на высокогорье, в условиях дефицита атмосферного кислорода, организм вырабатывает больше гемоглобина, с помощью которого транспортируется кислород. Если забрать у спортсмена определенное количество крови с высоким содержанием гемоглобина и ввести ему непосредственно перед соревнованиями «обогащенную» кровь, то мощность организма возрастает. Работа по разработке методов обнаружения трансфузий заняла несколько лет. МОК запретил допинги крови в 1986 г.

Однако изобретатели допингов не унывали. Для увеличения в крови гемоглобина был применен препарат эритропоэтин, обнаружить который в организме достоверными методами долго не удавалось. И несмотря на то, что эритропоэтин был запрещен МОК в 1990 г., надежно выявлять его наличие комбинацией анализа крови и мочи эксперты научились лишь в 2000 г.

Как видно из приведенной хронологии и фактов, борьба с допингом в профессиональном спорте напоминает игру в кошки-мышки, и в этой игре практически всегда на шаг впереди производители и потребители допинга. Официальные инстанции выступают в роли догоняющей стороны, причем далеко не всегда успешно. И тому есть целый ряд объективных причин:

  1. Допинг рассматривается как правонарушение только в спорте, в гражданском и уголовном праве это деяние таковым не является (за исключением Италии. В 2016 году В. Путин подписал поправку к Закону «О физической культуре и спорту», по которой лица, склоняющие атлетов к допингу несут уголовную ответственность). Соответственно, мировому спортивному сообществу необходимо было создать и постоянно совершенствовать собственную правовую базу в области допинга, которая бы не противоречила общегражданскому законодательству как отдельных государств, так и международному праву;
  2. Осуществлять постоянный допинг-контроль – дело весьма дорогое и технически сложное. Более того, на повестке сегодняшнего дня – применение генного допинга и нанотехнологий в спорте, тестирование которых может потребовать огромных затрат. Допинг-лабораториям постоянно требуются значительные финансовые средства на научные исследования и содержание квалифицированного персонала;
  3. Современные допинги быстро выводятся из организма, поэтому обнаружить их можно лишь в определенные короткие промежутки времени (а такие методы, как электростимуляция головного мозга, вообще невозможно). Для этого проверяющим нужно: а) иметь доступ к спортсменам в любое время; б) иметь их согласие на взятие пробы; в) иметь соответствующий оперативный персонал для этой цели с необходимыми навыками и знаниями, так как некоторые спортсмены используют различные фальсификации и подтасовки;
  4. Как показала практика, даже 100%-ное доказательство наличия в организме спортсмена допинга не исключает конфликтов и споров. Не прошедшие допинг-контроль спортсмены заявляют, что о допинге им ничего не известно; возможно им добавили в пищу ли напитки запрещенные препараты конкуренты, соперники или какие-либо третьи лица. Иными словами, для установления истины необходимо проводить следственные действия. А это уже прерогатива компетентных органов.

Таким образом, для мирового спортивного сообщества к концу ХХ столетия стало очевидным, что без создания единой мощной организации с надлежащими ресурсами и персоналом, борьба с допингом будет неэффективной. Понимание этого факта привело к созданию 10 ноября 1999 г. Всемирного Антидопингового агентства (WADA), которое возглавил Ричард Паунд.

Основными целями WADA являются:

  • Проведения необъявленного допинг-контроля внесоревновательным методом среди спортсменов (путем случайной или иной выборки);
  • Контроль за соблюдением Антидопингового кодекса всеми присоединившимися к нему сторонами;
  • Финансирование научных исследований в сфере обнаружения новых методов допинга;
  • Надзор за выполнением антидопинговых программ на главных спортивных соревнованиях;
  • Обучение спортсменов, тренеров и спортивных менеджеров по специально разработанным антидопинговым программам;
  • Создание Национальных Антидопинговых агентств (NAPO).

Организационно-управленческая структура WADA включает в себя Правление, Исполнительный комитет и три консультативных комитета (Комитет по этике и образованию, Административно-финансовый комитет, Комитет по исследованиям, медицине и здоровью – см. рис.1).

Руководит повседневной деятельностью WADA Исполнительный комитет (Исполком), в состав которого входят Председатель, вице-председатель и 9 членов. Председатель Агентства избирается на 3 года путем тайного голосования.

Рабочие комитеты в составе WADA действуют как консультативные органы. Они вырабатывают рекомендации по практической реализации программ WADA. Административно-финансовый комитет имеет в своем составе 6 членов и 2 наблюдателей, Комитет по этике и образованию – 12 членов, Комитет по исследованиям, медицине и здоровью – 33 члена.

В первые два года своего существования WADA получало финансирование по линии Олимпийского Движения в размере 25 млн. долл. в год. Начиная с 2002 г. финансирование WADA осуществляется совместно МОК и правительственными структурами, заинтересованными в предотвращении распространения и применения допинга. Правление WADA специальный пятилетний стратегический план, согласно которому к 2005 г. половину денежных средств для финансирования WADA будут вносить правительства заинтересованных стран.

Активно участвует в программах Антидопингового агентства и российское правительство, которое приняло решение о выделении необходимых сумм на финансирование WADA. Соответствующее постановление Правительства РФ за №1 под названием «Об участии Российской Федерации в деятельности Всемирного Антидопингового агентства» было подписано 4 января 2003 г. Согласно этому постановлению Министерству финансов РФ предписывается при формировании ежегодного бюджета страны предусматривать по разделу «Международная деятельность» ассигнования для уплаты взносов РФ в бюджет WADA по шкале взносов, установленной для государств-членов Совета Европы.

Как видим, Россия активно включилась в работу по противодействию допингу и содействию деятельности WADA. Несмотря на экономические трудности, испытываемые страной в целом и физкультурно-спортивной отраслью в частности, российской стороной все-таки изыскиваются необходимые средства на финансирование WADA и создание общероссийской системы антидопинговых исследований и контроля.

Всемирное антидопинговое агентство (WorldAnti-DopingAgency, WADA) – независимая международная организация, которая проводит борьбу с допингом . ВАДА была создана 10 ноября 1999 года по инициативе Международного олимпийского комитета (МОК) . Изначально штаб-квартира организации находилась в швейцарском городе Лозанна, но через два года её перенесли в канадский Монреаль.

Основные направления её работы: научные исследования, образование, пропаганда честного поведения и мониторинг соблюдения Всемирного антидопингового кодекса. Оно формируется в равной степени из участников олимпийского движения и представителей государственных организаций. Сотрудники ВАДА участвуют в проведении международных соревнований: проводят сбор и транспортировку проб, занимаются их исследованием.

Девиз этой крупной международной организации: «Играй честно» (PlayTrue). Сотрудники организации призывают спортсменов ориентироваться на этот лозунг на каждом соревновании.

Необходимость в создании подобного института назревала давно. Начиная с появления профессионального спорта, участники соревнований пытались добиваться высоких результатов с помощью химических препаратов. Ещё за несколько десятилетий до создания агентства с допингом пытались бороться федерации футбола и лёгкой атлетики, но этих усилий было явно недостаточно.

Летом 1998 года во время проведения велогонки «Тур де Франс» разразился огромный скандал, связанный с употреблением допинга. Французская команда «Фестина», которая являлась фаворитом соревнований, оказалась дисквалифицирована. Именно после этого мировое спортивное сообщество решило создать анти-допинговую организацию.

Любопытно, что изначально ВАДА полностью финансировалась МОК, но сейчас эти поступления сократились. Половина средств, необходимых для существования организации, поступает от правительств крупных стран мира.

Работа агентства регламентируется несколькими документами:

  • Всемирным анти-допинговым кодексом.
  • Списком запрещённых препаратов.
  • Международными стандартами для тестирования.
  • Лабораторией терапевтических исключений.

Список веществ, которые нельзя использовать спортсменам, постоянно пополняется. Например, с января 2016 года в него был включён мельдоний, по причине употребления которого произошла серия допинговых скандалов и дисквалификацией спортсменов.

Отметим, что организация имеет филиалы на четырёх континентах: в Евразии, в Северной и Южной Америках, Африке. Речь идёт о таких странах, как Япония, Канада, Уругвай, ЮАР. Представительства ВАДА активно пропагандируют её миссию, а также взаимодействуют с местными правительствами и спортивными объединениями.

ТАСС-ДОСЬЕ. 20 сентября 2018 года Всемирное антидопинговое агентство (WADA) подтвердило восстановление статуса Российского антидопингового агентства (РУСАДА). Соответствующее решение было принято на заседании исполкома WADA в четверг. По данным ТАСС, за восстановление РУСАДА проголосовали девять из 12 членов исполкома, двое - против, один - воздержался.

РУСАДА - независимая организация, осуществляющая комплекс мероприятий по выявлению и предупреждению нарушений антидопинговых правил на территории Российской Федерации. Основными направлениями деятельности РУСАДА являются мероприятия допинг-контроля, реализация информационно-образовательных программ, пропаганда здорового и честного спорта, сотрудничество на национальном и международном уровнях.

История

Независимая национальная антидопинговая организация "РУСАДА" была создана в январе 2008 года по инициативе Федерального агентства по физической культуре и спорту РФ в соответствии с Кодексом Всемирного антидопингового агентства и Международной конвенцией о борьбе с допингом в спорте, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО 19 октября 2005 года и ратифицированной Россией 26 декабря 2006 года.

В мае 2008 года агентство РУСАДА было признано WADA как национальная антидопинговая организация и внесено в реестр антидопинговых организаций. 1 мая 2008 года РУСАДА начало сбор и транспортировку допинг-проб.

В 2009 году из WADA было получено официальное подтверждение соответствия национальных антидопинговых правил, разработанных РУСАДА, Всемирному антидопинговому кодексу. В том же году РУСАДА перевело на русский язык и легализовало переводы основных антидопинговых документов, а также приступило к реализации цикла образовательных программ.

В 2009 году РУСАДА вступило в Ассоциацию национальных антидопинговых организаций.

9 ноября 2015 года независимая комиссия WADA опубликовала доклад по результатам расследования, касающегося допинга в российской легкой атлетике. 19 ноября 2015 года совет учредителей WADA на основании рекомендаций из доклада независимой комиссии принял решение о несоответствии РУСАДА Всемирному антидопинговому кодексу, после чего Российское антидопинговое агентство временно приостановило свою деятельность по основным направлениям, в том числе по отбору и обработке результатов проб.

27 июня 2017 года WADA допустило РУСАДА к тестированию и планированию допинг-тестов под наблюдением Британского антидопингового агентства, сняв часть санкций, наложенных в ноябре 2015 года.

Руководство

В состав учредителей РУСАДА изначально входили Министерство спорта, Олимпийский комитет России (ОКР), Паралимпийский комитет России (ПКР), Российский государственный медицинский университет, Российская академия образования, Общероссийская общественная организация "Лига здоровья нации". В ходе выполнения требований WADA по восстановлению членства Российского антидопингового агентства состав учредителей был сокращен, в нем остались только ОКР и ПКР.

Исполнительный комитет Всемирного антидопингового агентства (WADA) на заседании, которое проходит на Сейшельских островах, принял решение признать Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) соответствующим кодексу WADA.

"Сегодня исполком подавляющим большинством голосов постановил признать РУСАДА соответствующим кодексу WADA по рекомендации комитета по соответствию и при соблюдении строгих условий. Это решение предусматривает четкую временную шкалу, в течение которой WADA должен быть предоставлен доступ к образцам допинг-проб московской антидопинговой лаборатории и к ее базе данных. Если сроки будут сорваны, то исполком вновь признает РУСАДА несоответствующим кодексу", - цитирует главу WADA Крейга Риди Twitter организации.

Ранее комитет WADA по соответствию (CRC) рекомендовал исполкому восстановить РУСАДА в правах, большинство членов комитета устроили предложенные Россией варианты решения двух оставшихся пунктов дорожной карты по восстановлению РУСАДА.

Первый касался признания РФ выводов комиссии Ричарда Макларена о государственной поддержке допинга в стране в период с 2011 по 2015 год, второй - предоставления доступа для офицеров WADA в московскую антидопинговую лабораторию.

Накануне CRC поддержала и комиссия спортсменов Международного олимпийского комитета (МОК).

Против реабилитации высказывались антидопинговые агентства 13 стран , аналогичную позицию занял и бывший глава московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков. Противники восстановления РУСАДА напоминали, что Россия до сих пор фактически не выполнила ключевые условия.

Как и ожидалось, WADA в качестве компромисса пошло на целый ряд изменений в формулировках выдвинутых условий.

В частности, Министерству спорта РФ предлагается в признать не доклад Макларена, а доклад комиссии МОК под руководством Самуэля Шмида, который занимался расследованием ситуации с допинг-пробами на Играх 2014 года в Сочи. В нем утверждается, что в допинговых махинациях участвовали некоторые сотрудники российского ведомства, не связанные "государственным заговором".

Также WADA предложило обеспечить доступ только к небольшому количеству допинг-проб из московской лаборатории, которые вызывают подозрение у международной организации.

По данным ТАСС, стороны сошлись на том, что Россия признала нарушения со стороны отдельных ведомственных лиц и согласилась привлечь к работе с базой данных лаборатории независимого эксперта, которого рекомендует WADA. Исполком должен обозначить конкретные сроки выполнения договоренностей, нарушение которых повлечет за собой повторные санкции в отношении РУСАДА.

РУСАДА было признано несоответствующим кодексу WADA в ноябре 2015 года и его реабилитация является ключевым вопросом в урегулировании последствий грандиозного допингового скандала вокруг российского спорта. С тех пор вопрос восстановления агентства в правах рассматривался неоднократно , но неизменно отклонялся из-за отсутствия прогресса в выполнении вышеуказанных критериев.

Всемирное антидопинговое агентство (WADA) было создано по инициативе Международного олимпийского комитета (МОК) 10 ноября 1999 года. Юридическим основанием стала Лозаннская декларация, принятая на Первой всемирной конференции по допингу в спорте. Она была созвана в феврале 1999 года в связи с допинговым скандалом на «Тур де Франс-1998».

Штаб-квартира агентства находится в Монреале (Канада), региональные офисы - в Кейптауне (ЮАР), Токио (Япония), Лозанне (Швейцария) и Монтевидео (Уругвай).

WADA проводит научные исследования, реализует образовательные программы, осуществляет аккредитацию допинг-лабораторий, утверждает международные стандарты и следит за выполнением Международного антидопингового кодекса. Он вступил в силу 1 января 2004 года и на сегодняшний день принят более чем 660 организациями.

С 2000 по 2001 год МОК выделил WADA $18,3 млн. С 2002 года агентство финансируется в равных долях спортивным движением и правительствами пяти олимпийских континентов. Европа предоставляет 47,5% второй части суммы, Америка - 29%, Азия - 20,46%, Океания - 2,54%, Африка - 0,5%.

Глава WADA по очереди избирается из представителей МОК и стран. Действующий президент - вице-президент МОК Крейг Риди. Высшим органом принятия решений WADA является правление. В него входят 38 членов - по 19 человек от МОК и государств. Наиболее широко представлены Европа и Америка - шесть и пять членов соответственно. В структуру WADA также входят: исполнительный комитет (по шесть человек от МОК и континентов), пять комитетов и семь экспертных групп.

Решения, принятые агентством, могут быть обжалованы в Спортивном арбитражном суде (CAS). WADA также имеет право обратиться в CAS.

Национальные антидопинговые организации


Список национальных антидопинговых организаций (НАДО) включает 139 ведомств. Согласно WADA, решения о создании данных агентств могу принимать правительства, парламенты или национальные олимпийские комитеты.

Сфера деятельности НАДО включает в себя проверку (сбор проб) спортсменов во время и вне соревновательного процесса, в том числе иностранных спортсменов, если турнир проводится в стране, где располагается антидопинговая организация. Кроме того, национальные антидопинговые организации выносят решения за нарушение антидопинговых правил, а также продвигают ценности WADA. Контроль исполнения положений Всемирного антидопингового кодекса, а также деятельности этих организаций осуществляет WADA. Совет учредителей WADA может приостанавливать работу национальных антидопинговых организаций из-за несоответствия кодексу до момента устранения нарушений.

Например, 18 ноября 2015 года в список не соответствующих кодексу организаций попали антидопинговые ведомства России (уничтожение допинг-проб), Андорры, Израиля (оба - несоответствие положений кодекса и антидопинговых правил ведомств), Аргентины, Боливии и Украины (все - проведение тестов в неаккредитованных лабораториях). 5 января и 22 февраля 2016 года службы Израиля и Аргентины были исключены из черного списка после устранения нарушений. Кроме этого антидопинговые комитеты Испании, Франции, Бразилии, Бельгии, Греции и Мексики были помещены под «особый контроль» WADA.