Упражнения для развития наблюдательности. Упражнения на наблюдательность Тренировка наблюдательности

Внимательность - это одна из черт, которая помогает не только успешно справляться с поставленными задачами, но и влияет на выживаемость в определенные моменты жизни. А больше систематически невнимательных людей нас бесит разве что потный мужик, севший рядом в общественном транспорте. К счастью, есть способы, с помощью которых можно повысить свою внимательность и перестать бесить окружающих.

Диссонанс восприятия

Отличным упражнением является восприятие и чтение вслух текста, который написан разными цветами. Важно называть сам цвет, а не читать слова, причем сложность состоит в том, что слово «красный» может быть написано синим цветом, и мозг начинает нехило подтупливать в такие моменты. Как раз преодоление такого ступора и диссонанса вырабатывает внимательность и .

Круг и треугольник

Для этого упражнения понадобятся два карандаша и нехилый рассинхрон рук. Взяв в обе руки по карандашу, требуется одной рукой рисовать круг, а другой треугольник, причем необходимо соблюдать плавность линий и остроту углов. Такое упражнение не только тренирует внимательность, но и поможет развить оба полушария головного мозга.

Помни меня

Тут потребуется предмет с максимальным количеством маленьких деталей, которые необходимо запомнить. Необходимо внимательно посмотреть на него и затем убрать, пытаясь вспомнить все детали, которые присущи этому предмету. Повторять до тех пор, пока все мелочи не будут перечислены.

Найди отличия


Картинки подобного рода тренируют помимо внимательности еще и наблюдательность. Обнаруживая отличия, мозг проделывает работу, которая затачивает твою внимательность и развивает способность к обнаружению едва различимых деталей.

Прочувствовать весь спектр

Мы привыкли быстро поглощать пищу, не особо сосредотачиваясь на ее вкусе. Это упражнение потребует тщательного анализа того, что ты ешь, начиная от запаха и заканчивая улавливанием самых мелких вкусовых оттенков. Такая тренировка позволит развить внимание не только на визуальном уровне, но и на осязательном.

Найди слово


В представленной таблице из букв, расположенных в случайном порядке, необходимо составлять слова. Обычно такие таблицы бывают тематическими: слова, зашифрованные в них, относятся к какой-то одной теме, например животные, страны, профессии и так далее.

Создать дополнительную мотивацию

Приступая к делу, которым не очень-то хочется заниматься, но которое требует немалого внимания, стоит создать для себя мотивацию. Например, можно пообещать себе сходить на обед после сдачи отчета, изобилующего большим количеством цифр. Такая система позволит с большим удовольствием выполнять работу, требующую сосредоточенности и внимания.

Вообще, цвет не столь важен, но стоит сделать выбор в сторону более редкого. Идя по улице, обращай внимание на машины выбранного цвета. Такое упражнение научит концентрировать внимание на выбранном объекте или группе объектов.

Однажды монах, исследующий глубины дзен-буддизма, отправился в дождливый вечер к известному мастеру дзена, чтобы набраться у него мудрости. На входе по правилам приличия он разулся, оставил зонтик и вошел к учителю. «Расскажи мне обо всем, о мудрый учитель!», - приветствовал он мастера. А тот спросил: «Когда ты вошел, ты оставил зонтик справа или слева от туфель?». Монах замешкался, и мастер велел ему отправляться домой и возвращаться лишь тогда, когда он будет не только смотреть, но и осознавать.

«Не только смотреть, но и осознавать», - основной принцип наблюдательности, и если бы бедный монах больше обращал внимание на бренную землю, а не на небесные философские дали, то у него был бы шанс побеседовать с мастером. Действительно, мастерство в любом деле во многом опирается на наблюдательность, ведь именно она дает нам информацию и пищу для размышлений.

Не отчаивайся, если считаешь себя ненаблюдательным человеком и не можешь вспомнить, какие магазины расположены на пути от дома до работы или какой стиль обуви предпочитают коллеги. Наблюдательность - та же мышца (не в прямом значении, само собой), которую можно «накачать», если постоянно ее нагружать, начиная от малых задач и переходя к сложным. Кроме того, будут полезны и общие , так как чем более гибкая и совершенная наша мыслительная деятельность, тем более наблюдательными мы можем стать. Хорошая наблюдательность помогает нам лучше понимать эмоции друг друга, узнавать больше информации, быстрее учиться и сопоставлять факты. С ее помощью нам проще общаться с другими людьми и, чего уж греха таить, лучше делать свою работу и быстрее продвигаться по службе.

Изучай до мелочей всё, с чем сталкиваешься в течение дня, особенно что-то новое. Если ты отправляешься на прогулку, то досконально изучи маршрут, интересуйся зданиями или деревьями вокруг. Представь, что снимаешь всё на камеру, встроенную тебе прямо в глаза, и собираешь с её помощью информацию для исторической хроники.

Не позволяй мозгу застаиваться и переходить на рутинный режим, когда какие-то дела совершаются в полуавтоматическом режиме. Старайся разнообразить даже самый скучный процесс, тогда будет проще запоминать любые детали.

Удаляй или изолируй все раздражающие факторы, которые отвлекают внимание. Чем больше ты отвлечена, тем меньше сможешь увидеть.

Постарайся обращать внимание на . Вообще, чем больше различных оттенков человек может различить и определить, тем более совершенен его мозг. Пройди курс колористики, делай зарисовки, если умеешь, и проводи цветовые ассоциации с предметами и явлениями. Например, если тебе не нравится какой-то коллега, то запоминай всё, с ним связанное, ассоциируя его с красным цветом или своим нелюбимым цветом.

Упражнение «Попался!»

Возьми в руку предмет, который видишь в первый раз. Посмотри на него, затем убери прочь с глаз и запиши все детали, которые ты смогла о нем запомнить: цвет, размер, детали, мелочи. Затем верни предмет и сравни его с тем, что ты записала. Забыла что-то? А может, перепутала? Наш мозг обладает интересным свойством: если он что-то не запомнил, но мы на него «поднажали», то он может сфабриковать ненастоящее воспоминание, которое мы примем за чистую монету. Так мы можем до хрипоты убеждать собеседника в том, что видели общего знакомого в синем галстуке, хотя он носил фиолетовый.

Усложняй предметы каждый раз, когда успешно справишься с заданием. Если сначала они должны быть простыми, тот потом - всё более сложными с большим количеством деталей. Можно даже пытаться запоминать внешний вид целых людей, интерьер комнат и фасады зданий, когда ты как следует потренируешься.

Упражнение «Фоторобот»

Вспомни людей, которых знаешь лучше всего: родных, близких, лучших друзей. Представь, что тебе нужно сделать их фоторобот для каких-то целей. Только не представляй откровенный негатив: никто из них не потерялся и его не ищут по улицам города. Фоторобот может быть нужен, например, для описания друга в рассказе или шуточного розыгрыша.

Без должной тренировки сделать это сложно, даже если мы помним человека хорошо. Как только ты сможешь описать словами близких людей - переходи на малознакомых, а затем и вовсе на незнакомых. Заодно потренируйся в описании эмоций, которые читаешь на их лицах. Это тоже будет полезно.

Упражнение «Мама спит»

Представь, что твоя мама очень сильно устала и спит рядом с тобой на диване. У тебя нет наушников, но очень хочется посмотреть какое-то видео. Что бы ты сделала в детстве, чтобы ее не разбудить? Правильно, подключила бы воображение и смотрела всё с выключенным звуком. Это можно сделать и сейчас, только подключать не воображение, а наблюдательность.

Выбери небольшой ролик или сценку (комедийные для начала будут полезнее всего) и по выражениям лиц, антуражу, месту действия и другим деталям попытайся понять, что за действие происходит в ролике, что персонажи говорят друг другу и чем всё может закончиться. Затем просмотри ролик и отметь, что именно тебе удалось предугадать и почему.

Упражнение «Лазерная коррекция»

Представь, что твоему лучшему другу сделали операцию по коррекции зрения, и теперь он несколько дней не может видеть и ходит в глухой повязке. Ему очень скучно, поэтому ты взяла его на прогулку и ведешь по улице или парку. Расскажи другу в красках всё, что видишь вокруг, до самых мелочей. Особое внимание обращай на цвета, двигающиеся и повторяющиеся предметы, названия деревьев, кустов, цветов, внешний вид людей, детей и собак - в общем, на детали.

Пара недель таких прогулок - и ты поймешь, что замечаешь невиданные раньше вещи, по которым прежде взгляд просто проскальзывал.

А ведь наблюдательность человека — это важная черта, которая помогает подмечать важные закономерности в происходящих событиях, встречаемых людях и явлениях. Практика показывает, что развитие наблюдательности — это вполне посильная задача, даже в том случае, если ты такой же невнимательный человек как и я.

Зачем развивать наблюдательность

Наблюдательность помогает лучше читать людей. Это когда ты по незанчительным деталям можешь понять то, что от тебя пытаются утаить. К примеру, человек может говорить одно, а неверабально его тело может подсказывать нам, что он, к примеру, лжет. Наблюдательность помогает отличать схожее и обращать внимание на закономерности в разном.

Развитие наблюдательности помогает понимать мотивы людей, что позволяет предвидеть, как они поступят в будущем. Это важно, к примеру, в деловых переговорах.

В общем и целом, наблюдательность позволяет лучше понимать происходящее вокруг нас и соответственно — принимать более качественные решения. То есть наблюдательность — это важная составляющая человеческого интеллекта.

Наблюдательность и хорошее внимание — важное условие в досижении успеха во многих профессиях. Например, я часто допускаюошибки по невнимательности и поэтому мне нежелательно даже пытаться работать в качестве бухгалтера или контролера качества. Весьма вероятно, что мною будут допущены существенные ошибки. Однако это ни в коем случае не догма, так как наблюдательность и внимание вполне возможно развивать.

Как развивать наблюдательность и внимание

Подобно тому как мы можем развивать свои мышцы в тренажерном зале, точно также мы можем развивать и свои когнитивные способности, такие как память, внимание, концентрация. Но для того, чтобы получить заметные резульаты, потребуются сознательные и постоянные усилия.

Наблюдательность и внимание тесно переплетены с вашей памятью. Первое и самое простое, что ты можешь сделать — это начать обращать внимание на какие-то мелочи, на которые ты никогда не обращал внимание. Попробуй запомнить лица и имена баристы в твоей кофейне, попробуй обращать внимание на какие-то мелкие детали и сопоставляй их с тем, что происходит. Например в супермакрете смаотри, что находится в тележке у людей из очереди и как они выглядят. Ты сразу поймешь, какую еду следует брать, чтобы выглядеть толстым и с пивным животом или худым и стройным.

Анализируйте то, что случайно попадает вам на глаза или то, что ты слышишь из случайных разговоров. Иногда это может показаться бестолковой болтовней, но иногда можно услышать весьма интересные вещи иди найти новые и интересные знакомства. Вглядывайтесь в привычные вещи и вы найдете немало инересного для себя.

Например, я планирую в будущем открыть мини-кофейню. И сейчас каждый раз, когда я заглядываю в подобную точку — я вдумчиво изучаю, какие там стоят кофе-машины, какое имеется оборудование, а также как работают сотрудники. Это очень интересно! Раньше я ни на что из этого не обращал внимание и мне казалось, что в подобном бизнесе все просто — есть кофе-машина и есть сотрудник кофевар. Но когда я стал пристально приглядываться к этому виду бизнеса, то мне стало очевидным, что данный бизнес значительно сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Упражнения американского психолога Джон Уильям Аткинсона для развития внимательности

  • В конце каждого дня перед сном вспомни какие события, люди и явления происходили в течение прошедшего дня. Делать это необходимо перед сном. Каких людей ты видел, вспомни выражени их лиц. Какие интересные вещи ты видел, что примечательного читал. По первости будет сложно вспомнить небольшие детали. Но со временем у тебя будет получаться все лучше и лучше.
  • Тренировка фотографической памяти . Попав в новое место или комнату попробуй взглядом запомнить все, что видишь, выйди из этой комнаты и запиши все, что удастся запомнить. Это может быть цвет объектов и стен, какие-то арт-объекты или мебель и даже размер помещения. Одним словом, ты должен постараться запомнить абсолютно все за короткий промежуток времени, и потом попытаться воспроизвести все на бумаге. Потом возвращаешься к месту и сравниваешь, что ты записал, а что упустил. Повторять операцию до тех пор, пока не добьешься совершенства.
  • Учитесь ловить суть статьи или главы книги максимально быстро . Не секрет, что в любом тексте есть большое количество воды и отвлеченных рассуждений. С помощью постоянной практики нужно попытаться научиться понимать все быстро. Когда ты много работаешь с текстами, то подобная способность появляется в виде профессионального навыка. Подобные способности обычно хорошо развиты, к примеру, у журналистов или у тех, кто длительное время занимался написанием диссертации.
  • В игровой форме можно попытаться запомнить десять разложенных кем-то перед тобой предметов . Смотришь на них в течение 10 секунд, потом отворачиваешь и записываешь список на листке бумаги. Таким образом тренируется память. Средний человек в состоянии одновременно удерживать в голове до 7 объектов. У многих этот показатель еще ниже. Но при помощи постоянных тренировок, а также с помощью различных ассоциативных техник запоминания возможности памяти можно существенно расширить.
  • Пробуйте запомнить мелкие детали наблюдаемого объекта. Это может быть одежда человека или особенности организации рабочего стола твоего коллеги. Тем самым ты сможешь развивать наблюдательность и, возможно, отметишь про себя какие-то интересные детали. К примеру, оказывается, что такой пиджак вполне сочетается с джинсами. При этом обращать внимание следует на мелкие детали, а не пытаться запомнить весь объект нахрапом целиком
  • Рисуйте по памяти , а потом сверяйтесь с оригиналом. Такой способ поможет развить визуальную внимательность и память. А после того как дело сделано, следует сверить рисунок с оригиналом. При необходимости дорисовать недостающие детали. Более простым вариантом может быть «рисование» объекта, на который вы какое-то время смотрели в своей памяти. Смотрите, скажем на здание. Потом закрываете глаза и пытаетсь его представить себе. Далее — открываете глаза и сверяетесь — все ли в вашей памяти соответствует действительности.

Упражнения на наблюдательность 1

Наиболее простое и эффективное упражнение на развитие наблюдательности заключается в умении видеть обычные вещи.

Возьмите любую обычную вещь, желательно яркую. Пусть это будет красное яблоко, книга или ручка. Теперь внимательно смотрите на выбранный предмет на протяжении некоторого времени.

Не просто буравьте его взглядом, а смотрите осмысленно, то есть попытайтесь запечатлеть его в своей памяти. Теперь закройте глаза. Мысленно попробуйте вспомнить размеры этой вещи, восстановите все детали, запечатлите образ в мозге.

Открыв глаза, посмотрите на предмет. Отметьте, чего не хватает представленному образу, и еще раз запомните все подробности. Опять закройте глаза и дополните представление новыми деталями. Затем снова откройте глаза и дополните образ еще не замеченными деталями. Повторяйте это до тех пор, пока не сможете воспроизвести предмет точно таким, каков он в действительности. Если вы будете практиковаться в этом упражнении, то скоро сможете легко воспроизводить в памяти любую вещь, увиденную вами однажды.

Упражнения на наблюдательность 2

Когда вы сможете хорошо выполнять первое упражнение, приступайте к следующему. Возьмите предмет, который вы уже изучили, и, получив его мысленный образ, отобразите форму и детали его на бумаге. Моделью, естественно, должно быть умственное отображение вещи. Если вы не умеете рисовать, попытайтесь изобразить вещь как сможете. Главная цель упражнения – не формирование художественных навыков, а развитие наблюдательности. Чем больше вы припомните подробностей, тем удачнее будет выполнено задание.

Оба вышеописанных упражнения очень эффективны и позволяют развить способность запоминать и воспроизводить увиденное. Вскоре вам достаточно будет посмотреть на вещь всего один раз, чтобы в точности изобразить ее со всеми деталями.

Нарисовав предмет, посмотрите на него еще раз и проверьте, имеются ли у вас ошибки. Если вы заметили неточность, снова изобразите вещь. Повторяйте это до тех пор, пока не добьетесь точного отображения увиденного. Предмет, служащий вам моделью, меняйте как можно чаще, тогда вы не устанете от однообразия, вам будет гораздо интереснее выполнять это упражнение.

Упражнения на наблюдательность 3

Возьмите какой-нибудь предмет и рассмотрите его не в общем, а только детали. То есть воспринимать следует не всю вещь целиком, а отдельные ее составляющие. Лучше всего рассматривать чье-либо лицо. Часто мы жалуемся на плохую память на лица.

В целом лицо, конечно, запомнить очень трудно. Однако если всматриваться в детали, то есть обращать внимание на разрез глаз, форму носа или губ, воспроизвести потом в памяти образ человека гораздо проще. Практикуйтесь чаще: разглядывайте лица попутчиков в автобусе, людей, стоящих в очереди, своих друзей, одногруппников или коллег. Вы убедитесь, что на самом деле лицо каждого человека неповторимо, так как все имеют абсолютно непохожие черты лица.

Перед выполнением упражнения сядьте и попытайтесь описать внешность кого-нибудь из ваших близких друзей. Скорее всего окажется, что, несмотря на то что вы видите его довольно часто, представление о чертах лица имеете очень расплывчатое. Поэтому старайтесь описывать наружность каждого прохожего. Увидев его, берите ручку и блокнот и записывайте, какие у него черты лица. Моделями могут служить не только люди. Если хотите, описывайте здания или помещения. Вы заметите, как улучшится ваша наблюдательность после подобной тренировки.

Упражнения на наблюдательность 4

Это упражнение в игровой форме. Попросите кого-нибудь положить на стол сем - десять предметов и пусть он их накройте чем-нибудь. Подойдя снимите то, что их накрывает, и в течении десяти секунд попытайтесь четко запомнить эти предметы. Закрыв, попробуйте как можно точнее описать их на бумаге. Со временем количество лежащих на столе вещей может увеличиваться.

Удивительно, какой наблюдательности достигают с помощью подобных игр некоторые лица. Развитые подобным методом способности обострят вашу наблюдательность до такой степени, что вы без труда сможете видеть много того, что не заметят другие, и тем самым получите огромную подмогу в делах. Это упражнение часто в своей практике используют индийские йоги.

Упражнения на наблюдательность 5

Это упражнение помогает уловить смысл написанного с первого раза. Возьмите статью и попробуйте прочесть одним взглядом сначала несколько слов, потом фразу, а затем, по мере приобретения опыта, читайте взглядом несколько предложений и даже целые абзацы. Многие люди достигли в этом деле такого мастерства, что им достаточно одного взгляда, чтобы понять смысл целой статьи. Эта способность особенно помогает при написании курсовых и рефератов, так как позволяет за минимальное количество времени охватить весь материал и выбрать нужный.

Упражнения на наблюдательность 6

Вечером вспомните все занятия, которыми вы занимались в течение дня, припомните всех, с кем вы встречались, а также что видели и где были. Поначалу вам покажется, что за день ничего особенного не произошло, однако постепенно вы будете вспоминать все новые и новые детали и события. Таким образом вы сможете научиться не только вспоминать, но и наблюдать.

Ребенок много чего видит, но при этом не замечает: «Смотрит, но не видит, слушает, но не слышит». Зачем нужна наблюдательность и как ее развивать? Дошкольное детство — беззаботная пора, полагают многие взрослые. «Вся жизнь впереди, еще всему научится!» Однако чтобы учиться, ребенок должен уметь слушать и слышать, смотреть и видеть, анализировать, сравнивать, уметь наблюдать.

Наблюдение — это не просто непроизвольное восприятие окружающих предметов, явлений, а целенаправленная деятельность, подчиненная определённой познавательной задаче. Наблюдения обогащают представления ребенка об окружающем мире, служат основой для формирования обобщающих понятий, учат устанавливать причинно-следственные связи. Оно является основой развития мышления: умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы. В процессе наблюдения и отчета о наблюдениях развивается речь детей.

Наблюдать ребенок начинает с первых дней жизни. Сначала это пассивное наблюдение. Он видит окружающие предметы, взрослых, постепенно начинает узнавать окружающих людей и значимые для него предметы. Чем больше взрослые общаются с малышом, чем ярче и разнообразней окружающий мир, тем выше потенциальные возможности для развития наблюдательности.

Нередко приходится видеть, как родители гуляют с малышом «параллельно» — малыш сидит в прогулочной коляске, мама или папа везут коляску, но в это время заняты абсолютно своими делами (слушают музыку через наушники, общаются с друзьями и др.). Яркое солнце, голубое небо, воробьи и голуби, красота окружающего мира остаются незамеченными. Безусловно, ребенок все видит, но мало, что замечает самостоятельно.

Ведущая роль в формировании наблюдательности принадлежит родителям, а прогулка — самый эффективный способ.

Гуляя с ребенком, обращайте внимание на особенности погоды. В ясный солнечный день на ярко-голубое небо, на листочки, переливающиеся на солнце, на зелёную травку, на дрожащие капельки росы, в пасмурную — на темное небо, крупные или мелкие капли дождя, град, раскаты грома, радугу, птиц, деревья и кустарники, цветы и т. д.

Многие родители, стремясь развивать ребенка, посещают множество разных публичных мест (Зоопарк, цирк, кинотеатр, парки и др.), много путешествуют. Но далеко не все оговаривают с ребенком увиденное, обращают внимание на новые явления, предметы, сравнивают с тем, что уже знакомо. В результате ребенок приходит в детский сад или в школу с фотографиями путешествия, но ровным счетом ничего не может рассказать. Родители в недоумении: «Как же так, помнишь, там были… так интересно…». А ребенок отвечает: «Я не видел. Я не помню». Конечно, он мог и забыть, но скорее всего впечатление от увиденного не оставило в памяти следа потому, что осталось явление или предмет незамеченным. Развивать наблюдательность можно с помощью специальных нехитрых заданий. На прогулке предложите ребенку найти два одинаковых предмета (два листа одуванчика, две одинаковые ромашки, два камушка и т. д.). Он охотно примется за поиски, и будет приносить вам многочисленные пары предметов, которые сначала кажутся очень схожими. Рассмотрите их вместе внимательно. Вы убедитесь, что они очень похожи, но все-таки не одинаковые. Постепенно ребёнок придет к выводу, что в природе вообще нет одинаковых предметов, что она никогда не копирует себя. Он начнет учиться пристальному вглядыванию, видению множества признаков там, где раньше он их не видел.

Особое внимание следует уделить цветовой гамме окружающего мира. Человеческий глаз различает огромное количество оттенков цветов, а вот слов для их обозначения значительно меньше. Выучив основные цвета, ребенок начинает на них ориентироваться. Обратите внимание ребенка на многоцветность окружающего мира. Летом все кругом зелено. Но сравните лист сирени, каштана, березы, веточку укропа и лопух: разница очевидна. Палитра оттенков зеленого цвета весьма разнообразна, так же как и всех других.

Обратите внимание ребенка на формы окружающих предметов, попробуйте найти похожие. Предложите рассказать, на что похож тот или иной предмет. Весьма разнообразна звуковая гамма окружающего мира. Гуляя в лесу, послушайте пение птиц. Сравните, звучат ли птичьи голоса около вашего дома. Из чего состоит городской шум? Как звучит дождь? Журчит ручей? Шумит река? Звенит капель? Свистит ветер? Скрипит снег? Что вообще может звенеть, скрипеть, свистеть, шуметь? Постепенно ребенок научится слышать неречевые звуки, сделает вывод, что, например, свистеть может человек, птица, ветер, свисток, но все эти звуки разные. Такой опыт способствует развитию слухового внимания, формированию фонетико-фонематических представлений, пополняет словарный запас, развивает речь в целом, помогает научиться выстраивать причинно-следственные связи. Научите ребенка видеть отдельные детали предметов, по одной детали тренируйте узнавать целое. Например, у велосипеда есть руль, сиденье, педали, рама, звонок. Руль — это часть велосипеда. Поиграйте в игру «Какой детали не хватает?»

От больших реальных предметов переходите к рассматриванию природы: деревьев, насекомых, животных, цветов и т. д. Предлагайте ребенку описать внешний облик (например, жука), действие, поведение, черты сходства и различия. Постепенно ребенок начнет самостоятельно подмечать то, на что раньше не обращал внимания.

Развивать воображение, наблюдательность, умение выделять главное можно с помощью различных игр. Положите на столе несколько похожих предметов, пусть ребёнок рассмотрит их и расскажет об одном из них на выбор, а вы должны узнать, о каком предмете идёт речь. Можно поиграть в игры.

«Что на что похоже?»

Сначала вы спрашиваете ребёнка: на что и почему похож, например, апельсин? Затем вы меняетесь ролями, и ребенок сам называет вам предметы, «родственников» которых вы должны отыскать. Выигрывает тот, кто находит больше предметов, чем-либо напоминающих предложенный.

«Послушай и найди»

Взрослый описывает внешний вид дерева (цветка, кустарника, игрушки и др.) — его размеры, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Ребёнок определяет, что это за дерево. Затем участники меняются ролями.

«Что изменилось?»

На столе разложены предметные картинки. По сигналу взрослого ребёнок закрывает глаза. А вы убираете одну картинку. Ребенок должен узнать, какую картинку забрали. Постепенно количество картинок увеличивается. Взрослый меняет одну картинку на другую, ребенок должен сказать, какая картинка исчезла, и какая появилась. Сначала картинки располагаются друг за другом, затем в виде таблички, потом перемешиваются.

Каждый взрослый может придумать множество аналогичных игр. Важно, чтобы эти игры были не отдельными эпизодами, а стали повседневным увлекательным занятием, которым можно заниматься и по дороге в детский сад, и на прогулке, и на отдыхе. В этом случае столь необходимое качество, наблюдательность, будет полноценно формироваться и постепенно станет интсрументом для получения новых знаний. Наблюдательность — это форма чувственного познания мира, благодаря которому люди могут различать похожие предметы, звуки, запахи, узнавать знакомые лица и т. д. Наблюдательный человек лучше чувствует действительность, свободнее ориентируется в пространстве. Улучшая это качество, вы одновременно развиваете усидчивость, внимательность, умение сосредотачиваться и доводить начатое дело до конца. Кроме того, занятия по развитию наблюдательности позволят вам лучше узнать своего ребенка, взглянуть на мир его глазами.